Голубая бездна / Le grand bleu (1988)

Голубая бездна / Le grand bleu (1988): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Сезар»).

Другие названия: «Синяя бездна» (вариант перевода названия), «Большая синева» / «Огромный океан» / «The Big Blue» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 168 минут (режиссёрская версия; 132 минуты – оригинальный монтаж, 118 минут – сокращённая версия).

Режиссёр Люк Бессон (номинация на «Сезар»).

Авторы сценария Люк Бессон, Роберт Гарланд, Мэрилин Голден, Жак Майоль, Марк Перрье по сюжету Люка Бессона.

Композиторы Билл Конти (американская версия), Эрик Серра (европейская версия, премия «Сезар»).

Оператор Карло Варини (номинация на «Сезар»).

Также премию «Сезар» получили Пьер Бефве, Жерар Ламп, Франсуа Груй (звук).

Также на премию «Сезар» выдвигались авторы рекламного плаката.

Жанр: приключенческий фильм, драма, спортивный фильм

Краткое содержание
Энцо Молинари (Жан Рено, номинация на «Сезар»), уроженец Сицилии, установив несколько мировых рекордов максимальной глубины погружения под воду, предлагает французу Жаку Майолю (Жан-Марк Барр, номинация на «Сезар»), которого знает с детства, принять участие в очередном чемпионате по фридайвингу. Тот соглашается. А ещё к Жаку приезжает американка Джоана Бейкер (Розанна Аркетт), сотрудница страховой компании, влюбившаяся в него с первого взгляда…

Также в ролях: Пол Шенар (доктор Лоуренс), Серджо Кастеллитто (Новелли), Жан Буиз (дядя Луи), Марк Дюре (Роберто), Гриффин Данн (Даффи), Андреас Вутсинас (священник), Валентина Варгас (Бонита), Кимберли Бек (Салли), Патрик Фонтана (Альфредо), Алессандра Ваццолер (мама), в эпизоде Люк Бессон (ныряльщик, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.03.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Голубая бездна / Le grand bleu (1988): кадр из фильма
Друзья-соперники

Трудно сказать, что сильнее поразило Джоану: внешний вид Жака, застенчиво улыбающегося, кажущегося по-детски беззащитным, но тем не менее – бесстрашно идущего среди снегов, чтобы погрузиться в прорубь, или же рассказ о ныряльщике от Бога. Мисс Бейкер, прибывшая в Перу, с удивлением слышит слова о свойствах организма этого уникума – о том, что при уходе под воду у Жака существенно замедляется сердцебиение, а кровь концентрируется в мозгу. Нечто подобное наблюдается у дельфинов и китов… В любом случае, едва вернувшись в суматошный, погрязший в криминале1 мегаполис, девушка поняла: не иначе, как вмешалась судьба. Придумав мало-мальски правдоподобное объяснение для шефа (кстати, в исполнении Гриффина Данна, с которым Розанна Аркетт сотрудничала на комедии «После работы» /1985/), она, не мешкая, вылетает в Италию. Так начинается трогательная, проникновенная история любви, а также мужской дружбы-соперничества. Молинари, первые мгновения понадеявшийся покорить привлекательную иностранку, ещё готов «уступить» женщину (узнав о её чувствах) – но точно не согласится признать себя побеждённым в затяжном состязании. В конце концов других достойных претендентов на звание чемпиона попросту не осталось…

Голубая бездна / Le grand bleu (1988): кадр из фильма
Согласен продолжить

Люк Бессон, работавший над проектом в тесном сотрудничестве с самим Жаком Майолем, который принял участие в написании сценария и выступил техническим консультантом, долго думал над тем, кому поручить ведущую партию. Помимо Кристофера Ламберта, ранее блеснувшего в обличии экстравагантного обитателя парижской подземки, режиссёр рассматривал кандидатуры голливудских «звёзд» Микки Рурка и Мела Гибсона. Однако приглашение Жана-Марка Барра, получившего известность во всём мире (в будущем, к слову, ещё и обнаружившего яркий режиссёрский талант), оказалось действительно редкостной удачей. На фоне Жана Рено, не забывающего о здоровой иронии, изображая не просто итальянца, а именно сицилийца, он выглядит тем более загадочным, не от мира сего. Майоль прекрасно понимает дельфинов, с которыми рад плавать часами, и с каждым погружением – находит всё меньше причин для того, чтобы подняться на поверхность. Удивительная музыка Эрика Серра усиливает ощущение ирреальности, во власть которой неизбежно отдаётся человек, попадающий в манящую голубую бездну… Для версии, подготовленной для американских зрителей, был зачем-то приглашён Билл Конти. Не потому ли картина, вызвавшая колоссальный ажиотаж в национальном кинопрокате (9,2 млн. проданных билетов, что стало лучшим результатом за целое десятилетие), с лихвой окупив солидные затраты в размере FRF 80 млн., прошла в США и Канаде очень скромно, собрав всего $3,5 млн.?!

Голубая бездна / Le grand bleu (1988): кадр из фильма
Успел спасти товарища

Постановщик, посвятивший ленту своей дочери Жюльетт, сделал поистине царственный подарок романтическим натурам. Необычный «любовный треугольник» (он, она и пленительный океан) не приобретает юмористического или алогичного звучания… Может показаться странным, что в жизни всё произошло совсем не так, как на экране: Энцо Майорка (прототип Молинари), после ухода из спорта засветившийся в политике и на телевидении, переживёт товарища, совершившего самоубийство в декабре 2001-го, в возрасте семидесяти четырёх лет. Однако идеи Майоля, высказанные в книге с программным названием «Человек-дельфин» /1983/ и развитые в фильме, в значительной степени найдут подтверждение. Сравнительно недавно поставлены рекорды, казавшиеся ранее принципиально недостижимыми: в июне 2012-го Герберт Нич погрузился на глубину 253 метра, а Бранко Петрович в октябре 2014-го смог задержать дыхание на 11 минут и 54 секунды. Со временем, быть может, подтвердится и смелая теория, которую пропагандировал Жак, – о том, что далёким предком Homo sapiens’а являлся Homo Delphinus. И тогда станет понятно, почему нас по-прежнему завораживают величие и неописуемая красота океана, так замечательно переданные Бессоном, помимо прочего – лично осуществившим часть подводных съёмок и отметившимся в эпизодической роли, естественно, фридайвера.

.

__________
1 – «Ненавижу Нью-Йорк. Ненавижу эту квартиру. Ненавижу тебя», – бросает она в сердцах соседке, узнав, что их ограбили.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Васильев Алексей. Сага о сестрах Аркетт // Видео-Асс Известия. – 1998, № 3 (38). – С. 80-83.
Савосин Дмитрий. Русалки с кинокамерами // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 27. – С. 172-175.

Материалы о фильме (только тексты):

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+