Голый остров / Hadaka no shima (1960)

Голый остров / Hadaka no shima (1960): кадр из фильмаПолнометражный фильм.

Другое название: «Голый остров» / «The Naked Island» (международное англоязычное название).

Япония.

Продолжительность 94 минуты.

Режиссёр Канэто Синдо.

Автор сценария Канэто Синдо.

Композитор Хикару Хаяси.

Операторы Киёми Курода.

Жанр: драма

Краткое содержание
Супруги Сента (Таидзи Тонояма) и Тоё (Нобуко Отова) живут вместе с двумя сыновьями, Таро (Синдзи Танака) и Дзиро (Масанори Хоримото), на небольшом острове, зарабатывая на пропитание тяжёлым крестьянским трудом — выращивая на крохотном участке плодоносящей земли батат. Для полива растений и прочих бытовых нужд приходится доставлять пресную воду на лодке, по несколько раз в день…

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.10.2013

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Голый остров / Hadaka no shima (1960): кадр из фильма
За работой

Из всех мастеров японского экрана, пожалуй, лишь Акира Куросава пользовался в Советском Союзе большим почётом, чем Канэто Синдо. Тому было много причин. Это обусловливалось и политико-философскими воззрениями, последовательно отстаивавшимися режиссёром, который относил себя к социалистам. И фактом открытия, безусловно, вершинного произведения уникального кинематографиста на II Московском международном кинофестивале1, на котором он оставался желанным гостем и впоследствии, ещё четырежды удостоившись наград. Причём присутствие в жюри итальянского маэстро Лукино Висконти (помимо прочего автора пронзительной неореалистической картины, посвящённой судьбе обитателей селения рыболовов, – «Земля дрожит» /1948/) как бы свидетельствовало в пользу того, что эстетика социалистического реализма плодотворно воздействовала и на ведущих художников капиталистических стран. Краткая сцена, когда Сента и Тоё приносят значительную часть урожая (по-видимому, в качестве платы за пользование землёй) и покорно ждут, пока важный господин не соизволит окинуть их взглядом, красноречивее десятков обличительных социологических трактатов! Наконец, «Голый остров» оказался близок нашим соотечественникам по духу не только воспеванием людей труда, день за днём стоически переносящих невзгоды в борьбе с непокладистой природой, но и отстаиванием – в противовес пропагандировавшимся благам цивилизации – ценностей традиционного общества, по-прежнему, невзирая на успехи форсированной индустриализации, сохранявших в СССР огромное влияние. Достижение Канэто казалось тем внушительнее, что такому новаторству кинематографической формы могли позавидовать и ведущие западные авангардисты, озабоченные поисками в области киноязыка. Радикальное самоограничение, на которое пошли авторы, не воспринимается попыткой усилием воли «вернуться» в эпоху «великого немого» (отсутствие диалогов не исключает наличия звуков вообще и даже человеческой речи, например, гомона ребятишек и распеваемой на уроке в школе песни), или, хуже того, прихотью творца, чем-то искусственно навязанным, необязательным. Точнее передать суровость быта, наверное, было попросту невозможно…

Голый остров / Hadaka no shima (1960): кадр из фильма
Семья на отдыхе

Как ни удивительно, скромный по затратам (но не по замыслу!), снимавшийся чуть ли не на голом энтузиазме фильм спас от верного банкротства кинокомпанию Kindai Eiga Kyokai, основанную Синдо на паях с артистом Таидзи Тоноямой десятилетием ранее, после ухода с крупной студии Shochiku. По самоотверженности, с которой исполнители существуют на экране (слово «играют» в данном случае видится неуместным, почти кощунственным), сложно не заметить, какие физические и моральные испытания им пришлось перенести во время съёмок. Ситуацию усугубляло пристрастие Тоноямы к алкоголю, создавшее нешуточные проблемы со здоровьем (привёдшее к циррозу печени)2, а, по словам Инны Генс3, «для изящной Отова выдержать эту работу было подвигом». Подобно тому, как братья, выбравшиеся с родителями в населённый пункт по случаю большой удачи – пойманной на удочку крупной рыбы, с удивлением смотрят по стоящему в магазине телевизору танец в исполнении экстравагантной женщины, мы сами, привыкшие к городскому комфорту, взираем на вообще-то будничное бытование крестьян с плохо скрываемым изумлением. И высокомерное отношение к супругам, без роптаний и малейшего проявления недовольства трудящихся (как неумно пошутили бы записные остряки, в семейной артели «Напрасный труд») от рассвета до заката, изо дня в день, подстраиваясь под ритм плавной смены времён года, постепенно уступает место неподдельному восхищению их жизнестойкостью, несокрушимой силой духа и железной волей, неиссякаемой энергией. На фоне бесхитростного, тщательно очищенного от всего лишнего, аскетичного повествования, незаметно обретающего высокий символизм, и глубокомысленная притча Альбера Камю, с позиций экзистенциализма переосмыслившего древний миф о Сизифе, покажется результатом манерного умствования скучающего интеллектуала!

Голый остров / Hadaka no shima (1960): кадр из фильма
Японский крестьянин

«Голый остров», хотя и лишённый громкого пафоса, может быть воспринят одой во славу Родины кинематографиста, помогая лучше понять причины (и цену!) достижений островного государства, не избалованного природой, но сумевшего пробиться в число великих военных, а затем и экономических держав. Преодоление трудностей закаляет характер, и даже трагедия (скоропостижная смерть старшего сына от болезни), обрушившаяся на бедных супругов и заставляющая Тоё на какое-то мгновение, впав в отчаяние, ощутить бессмысленность существования, всё-таки не в силах вытравить витальный дух. Однако Канэто Синдо придаёт событиям предельно обобщённое звучание, заставляя вспомнить исходный смысл формулы Фридриха Энгельса о том, что свобода4 «состоит в основанном на познании необходимостей природы господстве над нами самими и над внешней природой». Речь идёт не об апологии научных, промышленных, технологических успехов новейшего времени, носящих, по замечанию С.Г. Кара-Мурзы, ярко выраженный титанический характер – и грозящих уступить место циклопическому началу. Сента и Тоё являются не фермерами, но крестьянами в полном смысле этого слова, будучи неразрывно связанными с возделываемой землёй, у которых привычные атрибуты цивилизации (от упомянутого телевизора до фуникулёра, позволяющего увидеть с высоты птичьего полёта сотни домов) вызывают разве что умеренное любопытство. Процесс стремительной урбанизации сделал такой образ жизни исключением из правил, в предельных случаях отдающим мрачным абсурдом, как это показали, например, Кобо Абэ и Хироси Тэсигахара (в романе «Женщина в песках» /1962/ и блистательной экранизации)… Заключительный кадр получает, хочется сказать, космический масштаб (камера, уносящаяся ввысь, охватывает весь остров, где совсем немного места занимает засаженное бататом поле), но одинокие фигуры вовсе не кажутся жалкими и затерянными в пространстве, а запоминающаяся мелодия Хикару Хаяси оставляет в умиротворённом и благостном состоянии. Нечто подобное спустя четыре десятилетия с лишним удастся передать (правда, с опорой на буддистское мироощущение в его современном представлении) и корейскому режиссёру Ким Ки Дуку в притче о «весне, лете, осени, зиме и… снова весне».

.

__________
1 – Золотой приз поровну с «Чистым небом» /1961/ Григория Чухрая.
2 – О чём режиссёр позднее поведает в биографической ленте «Актёр» /2000/.
3 – Генс Н. Нобуко Отова // Актёры зарубежного кино. Выпуск 11. – М.: Искусство, 1977. – С. 203.
4 – Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый Евгением Дюрингом //  Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Сочинения. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. – С. 116.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Борев Юрий. Триптих: концепты // Видео-Асс Известия. – 1993, № 1 (36). – С. 178-179.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+