Голый пистолет / The Naked Gun: From the Files of Police Squad! (1988)
Другие названия: «С пистолетом наголо» / «Обнажив оружие» / «Обнажённое оружие» / «Голый пистолет. Из полицейских архивов» / «Голый пистолет. Из архивов полицейского подразделения!» / «Голый пистолет. Из архивов полицейского отряда!» / «Оружие наготове» (варианты перевода названия) / «The Naked Gun» (усечённый вариант названия).
США.
Продолжительность 85 минут.
Режиссёр Дэвид Цукер.
Авторы сценария Джерри Цукер, Джим Абрахамс, Дэвид Цукер, Пэт Профт на основе телесериала Джерри Цукер, Джима Абрахамса и Дэвида Цукера.
Композитор Айра Ньюборн.
Оператор Роберт М. Стивенс.
Жанр: комедия, криминальный фильм
Краткое содержание
За время командировки в Бейрут Фрэнк Дребин (Лесли Нильсен), лейтенант полиции Лос-Анджелеса, не только теряет любимую Викторию, но и собственноручно наказывает главных злодеев планеты. По возвращении домой ему предстоит выполнить не менее важную миссию — спасти жизнь прибывающей с визитом английской королевы Елизаветы II (Жанетт Чарльз), за организацию убийства которой взялся Винсент Людвиг (Рикардо Монтальбан), один из самых состоятельных и влиятельных жителей города.
Также в ролях: Присцилла Пресли (Джейн Спенсер), Джордж Кеннеди (Эд Хокен), О. Джей Симпсон (Нордберг), Сьюзан Бьюбян (миссис Нордберг), Нэнси Марчанд (мэр), Рэй Бёрк (Папшмир), Эд Уильямс (Тед Олсен(, Тини Рон (Аль), «Странный Эл» Янкович («Странный Эл»), Лесли Мэйер («Странная Лесли»), Уинифред Фридман (Стефи), Джо Грифази (Форман), Бертон Цукер (фотограф), Дэвид Катц (Арафат), Роберт ЛуДжейн (Кадафи), Чарльз Джерарди (Хомейни), Принс Хьюз (Иди Амин), Дэвид Ллойд Остин (Горбачёв), в эпизодах Рон Лучано (в качестве самого себя, без указания в титрах), Роберт К. Вейсс (продавец хот-догов, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.08.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Распад троицы Цукер-Абрахамс-снова Цукер был, пожалуй, неизбежен – так во всяком случае можно решить, если судить по непохожести их самостоятельных режиссёрских работ. Упорней всех в отстаивании своеобразно понятых идеалов юности оказался Дэвид, в первых же постановках «выжавший» всё, что ещё только оставалось, из прежней, фирменной стилистики ZAZ. Не удивительно, что сценарий, написанный трио совместными усилиями (да ещё в соавторстве с Пэтом Профтом, знакомым, в частности, по нескольким частям «Полицейской академии»), основывался на тематике и характерах, с успехом опробованных на ТВ – в «Полицейском отряде!» /1982/. Но всё же лишь с выходом полнометражной картины Лесли Нильсен, шестидесятидвухлетний (на момент премьеры) уроженец Канады, получил статус подлинной визитной карточки экранной пародии абсурда.
«Голый пистолет» призван поглумиться над штампами не столько новейших полицейских боевиков Голливуда, предусмотрительно не лишённых самоиронии1, сколько постных и зачастую – нескончаемых телесериалов о нелёгкой службе блюстителей порядка на улицах крупных городов США, которые можно смело начинать смотреть с любого эпизода. Официальным объектом осмеяния по-прежнему избран цикл «Отряд «М», стартовавший в 1957-м и известный лишь за океаном, но ведь от него несильно отличаются и более поздние образчики – вроде «Улиц Сан-Франциско» /1972-77/ или «Полиции Майами. Отдела нравов» /1984-90/. Бравые персонажи этих мужских «мыльных опер» действительно нуждались в антагонисте в лице лейтенанта Дребина, безразличным тоном (голосом профессионала) читающего закадровый текст и совершающего поступки столь же неописуемо храбрые, сколь и – неимоверно дурацкие. Ведь уже в прологе, когда Фрэнк не хуже Джеймса Бонда разгоняет сборище главных «врагов свободы и демократии» (от Иди Амина и Саддама Хуссейна до М.С. Горбачёва), а затем – становится жертвой собственного идиотизма и самоуверенности, авторы заявляют о намерении остудить пыл соотечественников, неустанно и без всякой меры раздувающих щёки. Вот и любой, номинально правильный и благородный дребиновский поступок, будь то разоблачение состоятельного негодяя, покорение сердца красотки Джейн Спенсер2, исполнение национального гимна или даже спасение королевы, выглядит форменным издевательством над здравым смыслом. У Дэвида Цукера получается не просто набор жутко смешных и местами – откровенно беспардонных гэгов, а полноценное социологическое исследование, как бы выворачивающее наизнанку излюбленный американцами риторический вопрос: «Если вы такие умные, почему вы такие бедные?» Его версия звучит примерно так: «Ну, почему мы такие тупые, если мы такие богатые, непобедимые и преуспевающие?» А действительно, почему?
.
__________
1 – В данной связи показателен тот факт, что картина, принеся $34,4 млн. прокатной платы (при бюджете в $9,5 млн.), всё же уступила в сезоне 1988-го «Крепкому орешку».
2 – Изначально партия предполагалась для Бо Дерек, но в итоге – ушла Присцилле Пресли, вдове Элвиса.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Адин Александр. На малом экране // Мы. – 1991, № 1. – С. 191-193.
Эшпай Валентин. У экрана с Валентином Эшпаем // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 7-16.
Добавить комментарий