Гоморра / Gomorra (2008)

Гоморра / Gomorra (2008): постер

Полнометражный фильм (Гран-при Каннского МКФ, номинация на «Золотой глобус»).

Другое название: «Гоморра» / «Gomorrah» (международное англоязычное название), «Шесть коротких историй» / «Sei storie brevi» (фальшивое рабочее название).

Италия.

Продолжительность 137 минут.

Режиссёр Маттео Гарроне.

Авторы сценария Маурицио Брауччи, Уго Чити, Джанни Ди Грегорио, Маттео Гарроне, Массимо Гаудиозо, Роберто Савиано по книге Роберто Савиано.

Куратор музыкального сопровождения Джованни Гуарди.

Оператор Марко Онорато.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Экранизация бестселлера писателя Роберто Савиано, посвящённого каморре — неаполитанской преступной организации, являющейся самой могущественной в Италии и, возможно, в мире. Истории  людей нескольких поколений из разных сфер деятельности, которых объединяет только одно: все они подчинены интересам криминального сообщества. Пожилой держатель общака Дон Чиро (Джанфеличе Импарато), выплачивающий субсидии родственникам тех, кто отбывает срок… Два повзрослевших, но не поумневших оболтуса, Марко (Марко Макор) и Чиро (Чиро Петроне), окончательно теряющих голову, когда им удаётся разворошить чужой тайник с оружием… Тринадцатилетний посыльный Тото (Сальваторе Арбуццезе), которому приходится распрощаться с совестью, наведя бандитов на давнюю знакомую… Выпускник университета Роберто (Кармине Патерностер), втягиваемый в бизнес по захоронению токсичных отходов… Талантливый портной Паскуале (Сальваторе Канталупо), соглашающийся помочь китайским конкурентам и едва не расплачивающийся за то жизнью… Конвейер смерти не остановить!

Также в ролях: Симоне Саччеттино (Симоне), Сальваторе Руокко (боксёр), Винченцо Алтамура (Гаэтано), Итало Ренда (Итало), Франческо Пироцци (Микеле), Антонио Айелло (Фаррел), Винченцо Касо (Энцо), Анна Сарнелли (мать Тото), Сальваторе Руссо (О’Лунго), Луиджи Капуто (Луиджи), Мария Национале (Мария).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.01.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Гоморра / Gomorra (2008): кадр из фильма
Будни каморры

При таком множестве итальянских криминальных фильмов, неизменно отмеченных повышенным вниманием к социально-политической составляющей явления, было бы странно, если б местные режиссёры обошли молчанием незаконную империю, врастающую корнями в солнечный Неаполь. Оригинальнее прочих высказалась, помнится, Лина Вертмюллер, в своей, привычно язвительной манере поведавшая о каморре как о сложном переплетении женских судеб, переулков и преступлений. Однако столь обстоятельного и обезоруживающе смелого произведения об этой самой каморре наблюдать ещё, пожалуй, не приходилось. Тем отраднее, что Маттео Гарроне, хотя и появился на свет в 1979-м году – в тот момент, когда шумная волна «политического» кинематографа уже большей частью схлынула, решил восполнить досадное упущение.

Гоморра / Gomorra (2008): кадр из фильма
Подпольные мастера

Почему «Гоморра» воспринимается новым словом? Причины не сводятся к хроникальной (я бы сказал – протокольной) достоверности, достижение которой писателю и кинодраматургу Роберто Савиано обошлось весьма дорого. Из-за угроз физической расправы он вынужденно находился под круглосуточной охраной сотрудников правоохранительных органов! Реалии везде разные, и аналогичный эффект получали, в принципе, многие талантливые режиссёры. Только Гарроне напрочь, демонстративно, на корню отрицает все предшествующие эстетические традиции, где бы они ни сложились. Юные братья то откровенно играют в «Лицо со шрамом» и тут же отправляются повторять подвиги Тони Монтаны, найдя собственных «колумбийцев» в выходцах из Африки, то устраивают спонтанный налёт явно в подражание грабителям из «Криминального чтива». А являются – великовозрастными бездельниками, не отличаясь ни интеллектом, ни удачливостью, и их участь предрешена. Окрестный большой босс пользуется устройством, заменяющим голосовые связки, – однако этой эффектной деталью его сходство с действительно мудрым и влиятельным гангстером из Нью-Йорка (имеется в виду «Год дракона» /1985/ Майкла Чимино) исчерпывается. Ещё смехотворнее замашки преступного авторитета районного масштаба, подражающего манерам брандовского «крёстного отца». И так далее! Даже пролог, вроде бы отдающий дань стереотипам жанра1, на поверку исполнен абсурда.

Гоморра / Gomorra (2008): кадр из фильма
Очередной инцидент

Маттео Гарроне идёт намного дальше предшественников, не ограничиваясь осмыслением биографий конкретных личностей, избравших кривую жизненную стезю, и даже феномена могущественного государства в государстве. В его трактовке каморра – полноценное общество в обществе. А точнее, субкультура, намертво сросшаяся с культурой великой европейской нации. Субкультура, безусловно, уродливая и кричаще бессмысленная: что ни инцидент, то – парад откровенных глупостей и нелепостей, тем не менее калечащих и подминающих чьи-то судьбы. Но что ещё хуже, при всём при этом субкультура потрясающе жизнестойкая, настроенная на неустанное самовоспроизведение в веках. Сколько ещё мальчишек, едва познав улицы, будет бездумно и фанатично твердить, что идёт тотальная, непрерывная война? Или каморристы хотят дождаться, чтобы вся Италия оказалась стёртой с лица Земли, точно Гоморра – библейский город грешников?!

.

__________
1 – Жестокие разборки в интерьерах солярия, символизирующего собой вожделенную сладкую жизнь.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+