Гордость и страсть / The Pride and the Passion (1957)
Алова Л. Звезда из Поццуоли // Видео-Асс SUNRISE. – 1994, № 03. – С. 2-5.
Звезда из Поццуоли
Тридцать два года назад, когда ее впервые выдвинули на премию «Оскар» за роль Чезиры в фильме «Чочара», она волновалась, не спала ночь, а потом в течение всего года дарила стандартный автограф – «Софи Лорен. 1962. Год «Оскара», что, конечно же, дало журналистам повод для острот: «Это что же, новое летоисчисление? От «Оскара», как от Рождества Христова?» Сколько премий было получено с тех пор? Считала ли их когда-нибудь сама Софи Лорен?
София – по-гречески мудрость. Она и в самом деле мудро распорядилась своей жизнью, осуществив все то, о чем женщинам свойственно лишь мечтать: счастливо сложившаяся карьера, счастливое супружество, счастливое материнство. С первой победы на грубо сколоченных деревянных подмостках неаполитанского конкурса красоты прошло 40 лет. И конечно, никто бы не вспомнил 15-ти летнюю синьорину Шиколоне, ставшую «Принцессой моря», если бы ей на смену не пришла другая женщина – актриса Софи Лорен. И не известно, как сложилась бы ее творческая судьба, если бы в один прекрасный день она не стала синьорой Понти. Софи Лорен часто в своих интервью повторяет, «Все три фамилии, все три ипостаси моей судьбы – это я одна».
Итак, одна судьба «Звезды из Пиццуоли».
СИНЬОРИНА ШИКОЛОНЕ
София Шиколоне появилась на свет 9 сентября 1934 года в римском госпитале для неимущих. Ее мать, Ромильду Виллани, буквально преследовало невезение. Неудавшаяся провинциальная актриса, а теперь еще и мать-одиночка. Отец девочки, тоже актер передвижного театра, по следам которого Ромильда ринулась в Рим, так и не женился на ней, и помыкавшись в равнодушной столице с грудным ребенком на руках, Ромильда вернулась в родной поселок Пиццуоли.
Здесь, в ветхой лачуге на берегу моря, в ужасной тесноте и бедности провела София свои детские годы. Соседка, у которой Ромильда иногда оставляла девочку, жалостливо глядя на нее, крестилась и всякий раз повторяла: «Уж лучше бы девочка умерла. Зачем ей при вашей бедности жить в этом мире, что ей здесь делать? Разве только страдать?»
Однако к 15-ти годам София из худой девчонки-подростка превратилась в красивую стройную девушку, и Ромильда Виллами, опытным взглядом актрисы, оценив происшедшую метаморфозу, видимо, решила осуществить в дочери свои несбывшиеся мечты. Юная София, подбадриваемая честолюбивой матерью, одела сабо на высокой платформе, и, прикрепив к левой бретельке яркого купальника номерок, встала в строй конкурсанток, которым предстояло дефилировать в реальных декорациях неаполитанского пляжа, где проходил конкурс на звание «Принцессы моря». В 1949 году этот титул был присвоен синьорине Шиколоне.
А через год – снова удача: София получает новый титул «Мисс Изящество» на общенациональном конкурсе красоты в Риме. Денежные премии, подарки, платья, приемы, фото на обложках самых престижных журналов. Мечта сбылась, и тут же отошла в прошлое. Страница перевернута, а новая пока пуста, ее предстоит заполнить работой над другой мечтой – стать актрисой.
Дни напролет среди других страждущих статисток проводила София вместе с матерью в приемных продюсеров. Она трезво оценивала и свои первые ничтожно-маленькие роли, и сами фильмы, в которых ей изредка удавалось сыграть. Но сниматься очень хотелось, и с присущим ей оптимизмом София работала в ожидании перемены участи.
Наконец, ее утвердили на главную роль в фильме «Африка под морями». «Роль ваша, – буркнул продюсер, – есть только одно «но» – мне не нравится имя. Шиколоне звучит вульгарно и просто никуда не годится.» Вдруг лицо его просияло, и он кивнул на плакат своей предыдущей картины, где главную роль играла некая Марта Торен. «Вот Торен звучит замечательно, но уже было!» И вместо первой буквы он начал в алфавитном порядке подставлять другие, пока не дошел до «Л». Так появилась на сеет Софи Лорен. Точнее будет сказать, появилось имя. Актрисы еще не было, и уж тем более не было «звезды». Была девушка редкой, даже для и итальянки, красоты, редкого, дата для неаполитанки, темперамента и сокрушительных, даже для старлеток, амбиций. И все же этого арсенала боевых качеств – а ведь еще были воля, терпение, упорство, честолюбие и поддержка матери, которую в Чинечитта прозвали «разъяренной акулой», – не хватало, чтобы стать «звездой». Нужно было еще везение.
И ей действительно повезло.
«ЗВЕЗДА» СОФИ ЛОРЕН
Везением, предрешившим ее артистическую судьбу, стала встреча с Витторио Де Сика. «Я обожала его, – признается
Софи Лорен. – Я его любила. «История нашей любви» продолжалась 20 лет, а результатом стали 14 фильмов.» Режиссер и сам актёр, Витторио Де Сика не только открыл Лорен, но стал ее учителем, ее режиссером, с которым она создала лучшие свои роли. Де Сика понимал, что мало использовать только фактуру красивой девушки. Надо заставить работать ее ум и наблюдательность, надо заставить её «переваривать» тот жизненный опыт, который она имела, – знание обыденной жизни и характер простых неаполитанцев.
В их первом совместном фильме «Золото Неаполя» Софи Лорен играет роль продавщицы пиццы. Молодую актрису сразу заметили зрители, и Софи им понравилась. Ведь она была одной из них, только самой красивой.
1955 год был назван годом Софи Лорен: она снялась у Ризи, Джаннини, Базетти, Солдати и по популярности превзошла двух главных соперниц Сильвану Мангано и Джину
3
Лоллобриджиду. В фильме Блазетти «Жаль, что ты такая каналья…» ее партнерами были сам Витторио Де Сика и мало известный в ту пору Марчелло Мастроянни.
А в 1956 году Софи Лорен отправилась в Америку. Успех был ошеломляющим. Первым не выдержал Стенли Креймер и пригласил ее в свой фильм «Гордость и страсть». Затем с ней был заключен контракт на 4 года, 12 картин и 2 млн. долларов. «Мальчик на дельфине» Жана Негулеско, «Тимбукту» Генри Хеттуэя, «Черная орхидея» Мартина Ритта, «Любовь под вязами» Делберта Манна, «Ключ» Кэрола Рида – вот лишь некоторые названия из зарубежной дюжины. И партнеры – Энтони Перкинс, Керри Грант, чего еще желать? Но… Лорен чувствовала, что ее тема, ее образ, подсказанный, конечно же, Витторио Де Сика, ждет ее на родине, в Италии.
Вернувшись из Америки еще более знаменитой, и уже богатой и независимой, Софи Лорен вышла замуж за продюсера Карло Понти (об этом речь впереди) и начала работать с Де Сика, на письменном столе которого лежал антифашистский роман Альберто Моравиа «Чочара». Роли были распределены так: Чезира – Анна Маньяни, ее дочь – Софи Лорен. Однако Маньяни, место которой на экране в тот период заняли «Хорошенькие мордашки» и «сексапильные фигурки», наотрез отказалась играть, сопроводив сбой отказ ядовитой фразой, оставшейся в истории кино: «Да разве я могу быть матерью такой оглобли?» Де Сика пытался уговорить ее, но Анна была непреклонна: «Послушай, Витторио, если тебе так нравится эта Лорен, дай ей роль матери», – не выдержав, сказала Маньяни. Слова, прозвучавшие как насмешка, оказались пророческими.
За эту роль Лорен была награждена многими призами, но главными считала два: «Серебряную ленту», полученную на родине за лучшее исполнение женской роли, и «Оскара», который ей присудили в Америке, как лучшей иностранной актрисе года.
Так началась эпоха Лорен-Де Сика – с «Чочары» и с подготовленного Понти контракта, согласно которому Де Сика обязался снимать по одному фильму в год с участием Лорен. Именно этим фильмам суждено стать наиболее значительными в ее фильмографии: «Бокаччо-70», «Затворники Альтоны», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски». В этот период Софи Лорен снималась и у других режиссеров, не только в Италии, но в Америке и в Европе, однако «заграничные» роли ее славы не приумножили. Создатели этих посредственных лент старались поправить свое положение и репутацию за счет знаменитой итальянской кинозвезды. Софи знала это. Но из двух зол – сниматься в картинах средней руки или не сниматься вовсе – она выбрала первое. В 1967 году Понти, желая поднять уровень картин с участием Лорен, финансировал «Графиню из Гонконга» Чарли Чаплина. Актрисе льстило работать под руководством «самого Чарли», да еще в паре с уже знаменитым Марлоном Брандо. Однако комедия получилась старомодной, скучной, и не вызвала интереса у зрителей. Софи Лорен снова вернулась в Италию.
В 1969 году она вместе с Марчелло Мастроянни приступила к работе над новым фильмом Витторио Де Сика «Подсолнухи», который снимался в Советском Союзе. В этом же году журналисты Голливуда присудили Софи Лорен приз «Золотой шар», как самой популярной актрисе мира, согласно опросу, проведенному в 38 странах.
СИНЬОРА ПОНТИ
«Если бы мне предложили сниматься в самом лучшем, 8 самом важном в мире фильме, который, однако, мог бы причинить хоть какойнибудь вред моей личной жизни – супруги или матери, я бы ответила: нет уж, спасибо. Потому что кино – это кино, а жизнь – это моя жизнь», – расставила все акценты Лорен в одном из давних интервью. Что ж, свою личную жизнь, как и свою карьеру, Софи Лорен устраивала с завидным упорством и мудрой
4
дальновидностью. Она, не знавшая хотела иметь настоящую семью, близкого человека, на которого можно было бы положиться и в житейском смысле, и в осуществлении карьеры. Разум спланировал, а чувство ему подчинилось и откликнулось, когда двадцатилетняя София Шиколоне выделила из окружавших ее мужчин немолодого миланского адвоката Карло Понти, возглавлявшего производственную кинокомпанию Понти-Де Лаурентис.
«Но не только Лорен обязана Пости своей счастливой судьбой, – вспоминает Альберто Сорди. – Благодаря Софи Понти превратился в продюсера международного класса, тем более, что в их содружестве с Де Лаурентисом он стоял все же ступенькой ниже, поскольку у Дино была Мангано, а Понти не имел своей актрисы.
В 1957 году Лорен И Пости оформили брак в Мексике, так как Понти уже был женат, а в Италии еще не было закона о разводе. Ватикан этого брака не признал, и в течение последующих 10 лет длились бракоразводные процессы с прежней супругой Пости, слушания о признании законности нового брака. Пресса ни на минуту не оставляла без внимания перепиши этого щекотливого дела.
Только в 1966 году супруги сочетались «законным» браком, вторично. В 1969 году у Софи родился первый сын – Карло младший, Карлепо. Это был ребенок, которого долго ждали, и Софи сразу же стала настоящей неаполитанской матерью, заботливой и безумной. Спустя четыре года она родила второго сына, Эдоардо, несмотря на то, что врачи настоятельно советовали прервать беременность, которая могла стоить ей жизни.
Муж и дети заняли главное место в ее жизни, – и, может быть, Софи оставила бы артистическую карьеру, если бы не Понти, решительно, возражавший против этого.
Когда популярность Софи Лорен стала убывать, а это было в начале 70-х, Понти задумал и подготовил автобиографическую книгу о ее жизни «Живя и любя», написанную самой Софи Лорен. Выход этой книги сопровождался рекламной кампанией, не знающей себе равных. А 8 1980 году она снялась в фильме «История Софи Лорен», сыграв две роли: свою мать Ромильду Виллани и себя, Софию Шиколоне, Софи Лорен, синьору Понти.
В 1991 году Софи Лорен приезжала в Москву на МКФ вместе с младшим сыном и своим последним фильмом «Суббота, воскресенье, понедельник». Эта картина была поставлена Дино Ризи по одноименной пьесе Эдуардо Де Филиппо и посвящена памяти Витторио Де Сика, «под диктовку» которого Софи написала главную страницу своей судьбы «Актриса».
Л. Алова
5
Добавить комментарий