Гориллы в тумане / Gorillas in the Mist: The Story of Dian Fossey (1988)
Кудрявцев С. Сигурни Уивер: Одна женщина или две // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 44-47.
СИГУРНИ УИВЕР: ОДНА ЖЕНЩИНА ИЛИ ДВЕ
Американская актриса Сигурни Уивер завоевала популярность благодаря ролям, которые с полным основанием можно назвать мужскими. Следует сделать акцент и на слове «завоевала» – как иначе охарактеризовать успех, достигнутый С. Уивер в фантастических «боевиках» – «Чужой» (1979) и «Чужие» (1986). Она сыграла мужественную женщину, офицера Рипли, в одиночку расправляющуюся с внеземными монстрами. Зритель поневоле идентифицировал актрису с ее героиней – вот почему Сигурни Уивер фигурирует в рейтинге известности рядом с «суперменами» Сильвестром Сталлоне и Арнольдом Шварценеггером.
Не знаю, кто догадался подсказать английскому режиссеру Р. Скотту, чтобы он обратил внимание на никому неведомую дебютантку очень высокого для женщины роста, явно не вписывающуюся в стандарты голливудской женской красоты. Она мелькнула в небольшом эпизоде в финале интеллектуальной комедии «Энни Холл» В. Алле-
44
на, сыгран очередную кратковременную пассию очкастого коротышки из нью-йоркской элиты. Режиссер использовал внешние данные актрисы ради комического эффекта. А Р. Скотт отправил Сигурни Уивер, не находящую достойного применения в современных лентах, где и так немного женских ролей, в отдаленное будущее, на затерянный в космическом пространстве корабль «Ностромо», который подвергается террору со стороны загадочного существа, меняющего форму. Тридцатилетняя выпускница престижной Йельской драматической школы неожиданно оказалась на своем месте.
Но карьера «фантастической суперженщины», видимо, мало привлекала актрису. В своей следующей картине «Очевидец» (1980) английского режиссера П. Йейтса она играет эмансипированную тележурналистку из Нью-Йорка (между прочим, с мужским именем Тони), которая пытается выяснить обстоятельства таинственного убийства в отеле. Этот опыт можно было бы посчитать не слишком удачным, если бы он не пригодился С. Уивер в одной из ее лучших ролей в фильме «Год опасной жизни» (1982) австралийца П. Уира. Режиссер имел точный расчет: политическая драма о готовящемся перевороте в Индонезии в 1965 году должна была заинтересовать широкого зрителя, поскольку главных героев – австралийского журналиста и сотрудницу английского посольства – играли прославившиеся в «боевиках» о будущем Мэл Гибсон («Безумный Макс») и Сигурни Уивер («Чужой»). Ситуация опасности, риска для жизни, словно позаимствованная из фантастических историй, была наполнена достоверными подробностями. При этом П. Уир предоставил возможность М. Гибсону и С. Уивер раскрыться в личностном плане, сыграть близких им по духу и чувствам героев. Английская дипломатка из этого фильма была не просто еще одной эмансипированной, деловой женщиной, создающей саму себя, четко выстраивающей собственную карьеру. За внешним обликом скрывалась другая натура – способная на искреннюю страсть, самопожертвование ради любимого, непредсказуемая в поступках женщина.
45
Волевое лицо, сильный характер, энергичность и решительность в действиях и чисто женская слабость, потребность в защите, поддержке, ожидание любви и нежности чувств. Одна женщина или две? Через три года после картины «Год опасной жизни» актриса примет участие в ленте французского режиссера Д. Виня именно с таким названием – «Одна женщина или две». Критики тут же сопоставят этот фильм с известной комедией 30-х годов «Воспитывая «Бэби» с блистательным дуэтом К. Грант К. Хепбёрн. Знаменательно, что в 80-е годы возрождаются полузабытые амплуа. Свободные, раскованные, независимые женщины, создаваемые на экране С. Уивер, К. Тёрнер, М. Гриффит, М. Пфайфер, напоминают роковых героинь «черных фильмов», умных, блещущих то изысканным, то язвительным юмором женщин из комедий «золотой поры Голливуда».
Сигурни Уивер, помимо упомянутой ленты «Одна женщина или две», сыграла еще в нескольких комедиях: политической («Афера века», 1983, реж. У. Фридкин), фантастической («Охотники за привидениями», 1984, режиссер – канадец И. Райтмен). Роль в последней из них отчасти можно воспринимать в качестве пародийной по отношению к образу офицера Рипли из «Чужого». Но наиболее удавшейся станет работа актрисы в социальной комедии «Деловая девушка» (1988) М. Николса. В ней С. Уивер воплощает, чуть шаржируя, тип современной хищницы, предприимчивой владелицы фирмы, терпящей поражение на личном и деловом фронте от собственной секретарши, которая казалась простушкой.
Впрочем, сама Сигурни Уивер большее значение придавала появившейся в этот же год картине «Гориллы в тумане» английского режиссера М. Эптида. В фильме показана драматическая судьба американской женщины-антрополога Дайэн Фосси, реальной личности, исследовавшей поведение горилл в Африке и ставшей жертвой более разумных существ – людей.
«Воительница», «фантастическая амазонка» из фильмов «Чужой» и «Чужие», будучи помещенной в современную действительность, оказывается беззащитной, открытой для чужого, иногда губительного влияния. Самостоятельные, непреклонные героини актрисы из драм «Очевидец», «Год опасной жизни», «Гориллы в тумане» встречаются с такими опасностями, которые преодолеть труднее, чем победить внеземных чудовищ. И сложнее приспособиться не
46
к далекому, необжитому космосу, а к внешне обустроенной жизни на Земле, к той реальности, в которой выпало существовать.
Не случайно эффектные, но одномерные роли С. Уивер из фантастических «боевиков» сменяются в фильмах о современности как бы раздвоенными характерами. В случае с лентой «Улица неполной луны» (1985) французского режиссера Б. Свэма – почти буквально: женщина-ученый оставляет свои дневные изыскания ради высокооплачиваемой ночной работы в качестве «call girl». Если вспомнить, что за исключением большой роли в фильме «Деловая девушка» Сигурни Уивер все время играет героинь, находящихся в несвойственной им среде обитания, в чужой стране, на иных планетах, то сама актриса может показаться вечно неприкаянной незнакомкой, своеобразным «чужаком Голливуда». Кстати, я специально подчеркивал, что почти все картины с ее участием сняты неамериканскими режиссерами, которым, вероятно, заметнее «чужеродность» С. Уивер даже в современном кинематографе США, ориентированном на «космополитичные суперзрелища».
Сигурни Уивер недавно (а именно 8 октября 1989 года) отметила свое сорокалетие. Думаю, что ей еще предстоит в полной мере продемонстрировать свой непроявленный «женский» талант, добиться серьезного признания, подобно ее ровесницам М. Стрип, Дж. Ландж, С. Снейсек. А пока, несмотря на первоначальный протест, С. Уивер придется в третий раз стать «суперженщиной» из космоса.
С. КУДРЯВЦЕВ
47
Добавить комментарий