Город грехов / Sin City (2005)

Город грехов / Sin City (2005): постер

Полнометражный фильм (технический гран-при Каннского МКФ).

Другие названия: «Город грехов» Фрэнка Миллера» / «Frank Miller’s Sin City» (полное название).

США.

Продолжительность 124 минуты (дополненная и перемонтированная версия без рейтинга – 147 минут).

Режиссёры Фрэнк Миллер, Роберт Родригес, Квентин Тарантино (специально приглашённый режиссёр).

Автор сценария Фрэнк Миллер (графические романы).

Композиторы Джон Дебни, Грэм Ревелл, Роберт Родригес.

Оператор Роберт Родригес.

Жанр: криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Фильм состоит из четырёх сегментов, действие которых разворачивается в Бэйсин-сити, прозванном «городом грехов». В новелле «Клиент всегда прав» (The Customer is Always Right) наёмный убийца, известный как Продавец (Джош Хартнетт), выполняет очередное задание, ликвидировав Клиентку (Марли Шентон). В «Трудном прощании» (The Hard Goodbye) неустрашимый Марв (Микки Рурк) разыскивает тех, кто лишил жизни прекрасную проститутку Голди (Джейми Кинг), подарившую ему ночь блаженства. В «Большой смачной резне» (The Big Fat Kill) Дуайт (Клайв Оуэн) пытается замести следы роковой ошибки, допущенной жрицами любви — полновластными хозяйками Старого города. Наконец, в «Том жёлтом ублюдке» (That Yellow Bastard) готовящийся выйти на пенсию полицейский Хартиган (Брюс Уиллис) вырывает малышку Нэнси (Макензи Вега) из лап маньяка — Рорка-младшего (Ник Стал), сына влиятельного сенатора (Пауэрс Бут).

Также в ролях: Джессика Альба (Нэнси Каллахан), Джейми Кинг (также Венди), Девон Аоки (Михо), Алексис Бледел (Бекки), Розарио Доусон (Гэйл), Бенисио дель Торо (детектив лейтенант Джек Рафферти, «Джеки-бой»), Майкл Кларк Дункан (Манут), Рик Гомес (Дуглас Кламп), Карла Гуджино (Люсиль), Рутгер Хауэр (кардинал Патрик Генри Рорк), Майкл Мэдсен (Боб), Бриттани Мерфи (Шелли), Ник Офферман (Берт Шлабб), Элайджа Вуд (Кевин), Фрэнк Миллер (священник).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.06.2018

Авторская оценка 9/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Город грехов / Sin City (2005): кадр из фильма
Клиентка, всегда правая

Роберт Родригес оказался не первым, кто отважился на дерзкий эксперимент с применением полностью виртуального фона – с его оцифровкой и компьютерной генерацией, позволивший переосмыслить саму эстетику игрового (принципиально игрового, не анимационного) кинематографа. Мало того, Голливуд вовсе не значился в данном отношении монополистом: вспомним «Бессмертных: Войну миров» /2004/ (по циклу графических романов), являвшихся копродукцией европейских стран, и японский «Легион» /2004/, снятый по мотивам манги. Помимо заметного удешевления производства указанный подход давал определённые (не всеми принимавшиеся безоговорочно, но небезынтересные, открывающие заманчивые перспективы) художественные результаты. И тем не менее, по моему глубокому убеждению, именно «Город грехов» стал первым выдающимся кинопроизведением такого рода, не столько погрузив в неизведанную реальность, сколько расширив границы сознания зрителей, увидевших мир в новом свете – без пелены, без привычных (но с иными!) фильтров восприятия. Получился эффект, всё-таки недостижимый прежними выразительными средствами, когда экранные образы обретают мощь и глубину символов – зримого выражения сущности характеров и целых явлений. Роберт не из дежурной любезности настоял (из-за чего даже покинул ряды членов Гильдии режиссёров Америки) на размещении в титрах фамилии Фрэнка Миллера – как человека, на равных соучаствовавшего в постановке. Родригес уверял, что осуществляет не адаптацию, а трансляцию первоисточника на кинополотно.

Город грехов / Sin City (2005): кадр из фильма
Марв умеет объяснять

Любопытно, что многие исполнители практически идеально соответствовали нарисованным «прототипам», в то время как над обликом других (Брюса Уиллиса, Бенисио дель Торо, Микки Рурка и особенно Ника Стала) пришлось основательно поработать художникам по гриму. Выразительность контрастного чёрно-белого изображения, с акцентом на мельчайших штрихах (вплоть до морщин и почти зажившего старого шрама на лице), дополнительно усиливают цветные детали: синие глаза Бекки, золотистые волосы Голди и тёмно-красное постельное бельё, которым устлана кровать в форме сердца, отвратительная желтизна кожи маньяка. А в отдельные моменты (например, когда Хартиган, выйдя из тюрьмы, попадает в бар, где танцует повзрослевшая Нэнси) окружающий мир начинает играть яркими красками – ненадолго… Причём подчёркнутая условность визуального ряда помогает купировать избыточный натурализм, а в самые, скажем так, напряжённые моменты фигуры действующих лиц и вовсе становятся плоскими, как в театре теней. Это проще прочувствовать, чем описать. И тогда, скорее всего, не возникнет вопроса, какие цели преследовали авторы – что стремились поведать о людях и том обществе, в каком они живут.

Город грехов / Sin City (2005): кадр из фильма
Дуайт приходит на помощь

Достаточно пристально вглядеться в выпуклые черты лиц и выверенные движения персонажей, начиная с Марва, Дуайта, Хартигана, – и всё станет ясно без лишних слов. Любой их поступок не может носить случайный характер, быть малозначимым, «безгрешным», неизменно отзываясь экзистенциальным эхом. Наёмному убийце, строго соблюдающему указания заказчика (клиент всегда прав!), на поверку – не чужды романтические воззрения. Уличный громила с настолько уродливой физиономией (привет от Джонни Красавчика?!), что ему и проститутки не желают оказывать услуги, который не знает боли, не ведает жалости и готов разделаться со всяким, внезапно внутренне преображается. Сложно сказать, любовь ли это, но в память о прекрасной Голди мордоворот демонстрирует воистину чудеса настойчивости и храбрости, бросив вызов сильным мира сего. Изрядно рискует собственной шкурой и Дуайт, которому по-хорошему следовало бы держаться подальше от неприятностей (голова покойного «Джеки-боя» озвучивает вполне здравые соображения) – вместо того, чтобы предотвращать войну за контроль над Старым городом. Наконец, Хартиган (в фамилии не случайно слышится отголосок слова «heart», хотя как раз сердце у блюстителя закона пошаливает) воспринимается редчайшим исключением, резко отличаясь от прочих полицейских, поголовно продажных и циничных. Так ли нечаянно возникает ощущение, что от высоких миссий героев зависит – не меньше – судьба Вселенной?! Словно у Бэйсин-сити (название населённого пункта как бы само собой усекается до «sin city»), вобравшего в себя все мыслимые пороки рода человеческого, и нет иной надежды, кроме как – на них. Ведь и в библейской легенде Бог обещал Лоту не уничтожать Содом и Гоморру, если среди жителей найдутся хотя бы десять праведников. В современном мире – сойдут и грешники, способные, собрав волю в кулак, встать на пути у таких исчадий ада, как сами братья Рорки, как жуткий протеже кардинала и мерзкий сыночек сенатора…

Город грехов / Sin City (2005): кадр из фильма
Хартиган, человек с большим сердцем

Впрочем, новаторство Миллера, Родригеса и Квентина Тарантино, ненадолго примкнувшего1 к единомышленникам, не сводится к описанному выше. То обстоятельство, что фильм основан на комиксах, издававшихся с 1991-го по 2000-й в разбивке на новеллы, оказало на кинодраматургию принципиальное влияние. Казалось бы, фильм просто скомпонован из трёх условно (именно условно, поскольку в жизни всё так или иначе взаимосвязано) независимых историй с небольшим дополнением из четвёртой – в прологе и эпилоге. «Просто» – да непросто. Замысловатая композиция кинопроизведения ничуть не менее значима2. Сложно не заметить, что рассказы, формально остающиеся автономными друг от друга, подчиняющиеся собственной логике, причудливо переплетены. Более того, содержат детали, позволяющие восстановить общую последовательность событий; «хронометражную» функцию выполняет эпизод в питейном заведении, куда Хартиган приходит в поисках Голди и где Дуайт размышляет о трагедии Марва, родившегося на пару тысячелетий позже, чем следовало. Как водится, это требовалось кинематографистам не только для усиления интриги. По завершении сеанса нелегко отделаться от ощущения, что время и пространство (да и эйнштейновское пространство-время) являются чьей-то выдумкой, удобной уловкой ума – а на самом деле мы существуем в безмолвной вечности, придумывая и в различных вариациях проигрывая собственные судьбы.

.

__________
1 – В ответ на любезность, оказанную товарищем в ходе работы над двухтомником «Убить Билла» /2003-04/.
2 – Утверждение справедливо (впрочем, в несколько меньшей степени) для расширенной версии, где сегменты возведены в статус самостоятельных короткометражек.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+