Госпиталь «Британия» / Britannia Hospital (1982)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Больница «Британия» / «Госпиталь Британии» (варианты перевода названия).
Великобритания.
Продолжительность 116 минут.
Режиссёр Линдсей Андерсон.
Автор сценария Дэвид Шервин.
Композитор Алан Прайс.
Оператор Майк Фэш.
Жанр: комедия
Краткое содержание
По случаю пятисотлетия госпиталя «Британия» готовится торжественное открытие нового крыла здания, на которое ожидается прибытие королевы-матери (Глэдис Кросби). Однако Винсент Поттер (Леонард Росситер), заведующий славным учебным учреждением, не в силах справиться с возникшими трудностями. Персонал объявил забастовку с требованием лишить привилегий богатых пациентов. У ворот проходит демонстрация в знак протеста против нахождения в одной из палат африканского диктатора. Компетентные люди сомневаются, что удастся обеспечить безопасность высокой гостьи… А в это время репортёр Мик Трэвис (Малкольм МакДауэлл) проникает на территорию госпиталя в надежде запечатлеть сверхсекретные эксперименты, которые проводятся в рамках проекта «Генезис» под руководством профессора Миллара (Грэм Крауден).
Также в ролях: Брайан Петтифер (Байлс), Джон Моффатт (Гревилл Фигг), Фултон Макэй (главный суперинтендант Джонс), Вивиан Пиклз (Мэтрон), Барбара Хикс (мисс Тинкер), Джилл Беннетт (доктор МакМиллан), Питер Джеффри (сэр Джеффри), Марша Э. Хант (медсестра Аманда Персил), Джоан Плаурайт (Филлип Гримшоу), Робин Эсквит (Бен Китинг), Марк Хэмилл (Ред), Фрэнк Граймс (Сэмми / озв. «Генезис»), Робби Колтрейн (пикетчик), Ричард Гриффитс (Весёлый Берни), Алан Бейтс (Макреди).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.06.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Картина «Если…» /1968/ осталась одним из ярчайших кинематографических свидетельств о второй половине 1960-х, когда молодёжные и социальные бунты заставили говорить о надвигающемся коренном переустройстве западного общества, в «О, счастливчике!» /1973/ было исчерпывающе охарактеризовано следующее десятилетие, отмеченное, напротив, возвратом к идеалам преуспевания и наживы. Казалось бы, Линдсей Андерсон и Дэвид Шервин поступили логично, поведав в третьем фильме о злоключениях Мика и всей Англии в придачу в изменившей обстановке – в условиях стремительно набиравшего силу тэтчеризма, и заслуживают по меньшей мере уважения за бескомпромиссность, за верность однажды избранному направлению. Однако трудности, возникавшие в подготовительный период и в процессе съёмок (вопреки первоначальным договорённостям, кинокомпания 20th Century Fox отстранилась от участия в проекте, а руководство EMI Films существенно ограничило финансирование1), стали не самым тяжким испытанием. Спустя примерно месяц после премьеры ленту изъяли из проката2, некоторые кинокритики из Соединённого Королевства демонстративно покинули первый показ картины на Каннском МКФ – да и жюри не проявило энтузиазма… По иронии судьбы, к «Госпиталю «Британия» с куда большим интересом отнеслись на кинофестивале «Фантаспорто», причём в данном случае показателен факт присуждения именно приза зрительских симпатий. Это косвенно доказывает, что намеренно усложнённая форма кинопроизведения не служила непреодолимым препятствием для публики, от которой прежде всего и требовалось оценить меткость наблюдений кинематографистов.
Да, многое изменилось. Тот же Трэвис, перебравший массу профессий, похоже, нашёл себя в новом качестве – пронырливого репортёра, ловко проникающего на территорию лечебного учреждения. Однако пресловутый консерватизм британских традиций неистребим. От поставок мятежникам смертоносного «Мёда» недалеко до укрывательства африканского диктатора с каннибальскими наклонностями, а опыты одержимого профессора Миллара пугают всё сильнее. Подвернувшемуся под руку экспериментаторам лазутчику со скрытой камерой особенно не посчастливилось, но и надежды на излечение всех социальных болезней благодаря науке как таковые – наивны до неприличия. Сама вопиющая причудливость заключительных кадров с обрётшим голос «Генезисом», проникновенно читающим монолог шекспировского Гамлета, наводит на подозрение, что Андерсон процитировал Чарльза Чаплина и Джерри Льюиса (вспомним пронзительные финальные аккорды «Великого диктатора» /1940/ и «Чокнутого профессора» /1963/), скорее, с сарказмом. Остался ли у западной цивилизации хоть какой-нибудь шанс на успешное избавление от недугов? Выводы авторов точны и, вообще говоря, призваны развенчать последние иллюзии. Жестокий удар полицейским женщины (надо полагать, повзрослевшей представительницы поколения хиппи), протянувшей цветок в знак мира и любви, со всей очевидностью демонстрирует: приверженцы неоконсервативной политики отныне не станут ни с кем церемониться. Но хуже всего, пожалуй, то, что пошлый балаган вышел за рамки специально отведённого места и времени (за пределы дискотеки, организованной прямо на съёмочной площадке) – что социальные маски исказились, что привычные паттерны поведения выглядят смехотворно, что всё смешалось и грозит обернуться катастрофой. Ни революционные научные открытия, ни прогресс общественных отношений, ни религиозные откровения (служителям церкви отводится время на краткое выступление в эфире радиопередачи Весёлого Берни), ни творческие искания – ничто не способно указать выход из тотального, экзистенциального тупика. Разве могли соотечественники простить Линдсею подобные утверждения, да ещё облечённые в экстравагантную, с элементами эпатажа художественную форму?! Разумеется, проще сделать вид, что это не диагноз сведущего доктора, а фантазии пациента из палаты для буйных умалишённых.
.
__________
1 – Режиссёру очень помогло то, что многие актёры, включая «звёзд» Малкольма МакДауэлла, Алана Бейтса и Марка Хэмилла, отказались от гонораров.
2 – В результате чего кассовые сборы составили всего $375 тыс., не покрыв и малой доли производственного бюджета в размере $2,5 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Фильмы трилогии:
Если… / If…. (1968)
О, счастливчик! / O Lucky Man! (1973)
Госпиталь «Британия» / Britannia Hospital (1982)
Добавить комментарий