Господин оформитель / Gospodin oformitel (1987)

Господин оформитель / Gospodin oformitel (1987): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Господин оформитель» / «Mister Designer» (международное англоязычное название).

СССР.

Продолжительность 109 минут (версия на DVD – 103 минуты).

Режиссёр Олег Тепцов.

Автор сценария Юрий Арабов по рассказу Александра Грина.

Композитор Сергей Курёхин.

Операторы Анатолий Лапшов.

Жанр: драма, кинофантазия, детектив

Краткое содержание
1908-й год, Петербург. Расцвет Серебряного века русской культуры. Платон Андреевич (Виктор Авилов), один из ведущих художников-оформителей, блестяще выполняет заказ состоятельного ювелира. Самым впечатляющим элементом декора оказывается манекен, сотворённый Платоном по образу и подобию прекрасной девушки-модели, Анны Белецкой (Анна Демьяненко), которая вскоре умирает. Каково же было удивление художника, когда спустя шесть лет она появляется под именем Марии — в качестве супруги нувориша Грильо (Михаил Козаков)?

Также в ролях: Иван Краско (слуга), Вадим Лобанов (ювелир), Валентина Малахиева (старуха), Константин Лукашов (кладбищенский сторож), Светлана Панфилова (монашка).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.11.2016

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Господин оформитель / Gospodin oformitel (1987): кадр из фильма
Крушение иллюзий

Судьба этой ленты, по иронии судьбы, не может не вызвать в памяти обстоятельств появления на свет другого талантливого произведения, причисленного к редкому феномену – фильму ужасов на советский лад. Для Константина Ершова и Георгия Кропачёва, студентов Высших курсов сценаристов и режиссёров, киноверсия гоголевской повести «Вий» стала своеобразной путёвкой в профессиональную жизнь. К Олегу Тепцову, выпускнику ВГИКа, взявшему за основу рассказ «Серый автомобиль» Александра Грина, обратились с аналогичной просьбой – отснять дополнительный материал для своей дипломной работы, которого бы хватило на полнометражную кинокартину. Овчинка, пожалуй, стоила выделки, даже невзирая на излишне назойливую1 рекламную кампанию. Уверения в том, что наконец-то на экраны вышел фильм, который может на равных конкурировать с зарубежными триллерами и хоррорами, скорее, вредили произведению. Параллелей с создателями проходных опусов дебютант, думается, и не желал, а до уровня лучших жанровых образчиков «Господин оформитель» всё-таки не дотягивает. Оставим в покое американский кинематограф, накопивший богатейшую традицию сотворения на экране мистической и пугающей атмосферы. Но даже сравнение, например, с «Дежа вю» /1987/ югослава Горана Марковича, также заставлявшего содрогаться советских зрителей смутных времён «перестройки», будет не в пользу нашей ленты.

Господин оформитель / Gospodin oformitel (1987): кадр из фильма
Загадочный взгляд

В некоторых отношениях чувствуется нехватка опыта режиссуры – и стремление продемонстрировать новоприобретённые знания и навыки, проявляющееся, например, в том, с каким тщанием Тепцов выстраивает композицию каждого кадра, подчас идёт в ущерб общему темпоритму. Но ему и сценаристу Юрию Арабову (известен преимущественно по работе с Александром Сокуровым) не откажешь в редкостном мастерстве стилизации, в высоком искусстве постижения атмосферы канувшей в Лету эпохи. Смутный период между революциями и в преддверии Первой мировой войны оказывается, по мысли авторов, на удивление созвучен последнему этапу существования СССР. Серебряный век русской культуры соседствовал с воистину болезненными откровениями – вольным или невольным проникновением художников, как главных провидцев, в запретную сферу трансцендентного. Платон Андреевич, блистательно сыгранный Виктором Авиловым, ненароком выступает единомышленником пушкинских фаталистов и богоборцев, Дона Гуана2 и Германна, встречаясь с собственным творением – одушевлённым в буквальном, а не переносном смысле. И это оказывается куда страшнее отвратительных телесных деформаций, на которые, как правило, делают упор зарубежные коллеги. Дальше – персональный апокалипсис, в социальном плане отзывающийся болезненной сменой общественных формаций. К вопросу о соотношении формы и даже оформления – с глубинным содержанием, квинтэссенцией явления или существа…

.

__________
1 – Зато обеспечившую аудиторию в 3,3 млн. человек.
2 – Обратим внимание на мастерское введение эпизода, когда, точно реквием, звучит великолепная ария из классической оперы по мотивам этой маленькой трагедии.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Плахова Елена. Петербургские фантазмы // Искусство кино. – 1988, № 11. – С. 42-49.
Васильев Алексей. Господин Никто // Видео-Асс Известия. – 1998, № 3 (38). – С. 86-87.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+