Грань будущего / Edge of Tomorrow (2014)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Грань завтрашнего дня» (вариант перевода названия), «Бесперспективный день» / «Un jour sans lendemain» (Канада: название на французском языке), «Жить, умереть, повторить: Грань будущего» / «Live Die Repeat: Edge of Tomorrow» (альтернативное название), «Жить, умереть, повторить» / «Live Die Repeat» (усечённый вариант альтернативного названия), «Всё, что тебе нужно, – убить» / «All You Need Is Kill» (рабочее название), «Мы смертны» / «We Mortals Are» (рабочее название).
США, Канада.
Продолжительность 113 минут.
Режиссёр Даг Лайман.
Авторы сценария Кристофер МакКуорри, Джез Баттеруорт, Джон-Генри Баттеруорт по роману Хироси Сакурадзаки.
Композитор Кристоф Бек.
Оператор Дион Биби.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, научная фантастика
Краткое содержание
Ближайшее будущее. Раса инопланетян, прозванных «Мимиками», оккупировала почти всю Континентальную Европу. За пять лет войны Объединённым силам обороны удалось одержать первую значимую победу при Вердене. Генерал Брайгэм (Брендан Глисон) за отказ исполнить приказ разжалует майора Уильяма Кейджа (Том Круз), отвечающего за связи с общественностью, и отправляет его рядовым бойцом под командование мастер-сержанта Фарелла (Билл Пэкстон). Буквально завтра предстоит крупномасштабная высадка во Франции.
Также в ролях: Эмили Блант (Рита Вратаски), Джонас Армстронг (Скиннер), Тони Вэй (Киммел), Кик Гарри (Грифф), Франц Драмех (Форд), Драгомир Мрсич (Кунтц), Шарлотта Райли (Нэнс), Масаёси Ханэда (Такеда), Себастьян Блант (молодой солдат).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.09.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Тома Круза нисколько не смутило, что пришлось приступить к работе над этой лентой сразу по окончании съёмок в другой дорогостоящей фантастической картине – «Обливилон» /2013/. Американцев это обстоятельство насторожило, однако за рубежом «Грань будущего» вызвала заслуженный энтузиазм – и общемировые кассовые сборы1, хочется надеяться, позволили компенсировать внушительные (производственный бюджет составил $178 млн. и ещё порядка $100 млн. ушло на маркетинговую кампанию) затраты. Странно, что не проявили особого энтузиазма японцы, имеющие полное право гордиться творчеством Хироси Сакурадзаки, не без оснований провозглашённым «новым словом в научной фантастике». Характерный штрих: ещё до экранизации его «ранобе» (воспользуемся местным литературоведческим термином, являющимся калькой с англоязычного словосочетания «light novel») «Всё, что тебе нужно, – убить» /2004/ послужил основой для манги Рёсукэ Такэути и художника-иллюстратора Такэси Обаты.
С восторженными отзывами вполне можно согласиться. Но здесь вот что вызывает интерес. Авторы сразу не претендовали на оригинальность превосходного сюжетообразующего приёма, который бы точно стал предметом зависти классиков жанра, описывая фильм как сочетание «Звёздного десанта» /1997/ (с отсылкой в первую очередь к киноверсии Пола Верховена, а не к книге Роберта Хайнлана) и… «Дня сурка» /1993/. Странный гибрид, не правда ли? Однако Дагу Лайману, давно освоившемуся в дебрях постмодернизма (в частности, не раз демонстрировавшему виртуозное обращение с экранным пространством-временем), не составило труда придать убедительность подобному – прямо скажем, полуанекдотическому2 – сочетанию.
Том, приучивший публику к героическим (или, как минимум, романтическим) ролям, очень забавно смотрится в образе труса и фанфарона, с которым суровый генерал не стал церемониться, направив разжалованного майора в сущее пекло, практически на убой. И надо видеть, как Уильям, благодаря стечению обстоятельств получивший уникальный дар и накапливающий боевой опыт, пытается неловко, предельно ненавязчиво ухаживать (если слово не прозвучит чересчур громко!) за мисс Вратаски, получившей прозвище «Ангел Вердена» не за ангельскую внешность и уж точно – не за ангельский характер. Но, конечно, гораздо важнее, что, столкнувшись с кричаще необычной, далеко выходящей за рамки обывательских представлений ситуацией, он находит силы остановиться, осознав: попытки малодушно убежать от предначертанного – бесполезны. В какой-то момент кажется, что испробованы все возможные варианты – и что неприятель (между прочим, к причудливому дизайну «Мимиков» приложил руку Гильермо дель Торо) слишком могуществен, слишком умён, слишком хорошо осведомлён… Отстаиваемая создателями концепция, подразумевающая, что залогом победы является обезглавливание противника, видится, заметим, устаревшей даже по меркам западной военной мысли – в свете активно разрабатываемых теорий сетецентрических и сетевых боевых действий. Тем не менее стержневой посыл кинопроизведения, в котором Кейджу (интересная символика фамилии, означающей ‘клетка’), как и мюрреевскому Филу, удастся покорить сердце своей Риты только после того, как он встретится лицом к лицу с собственной судьбой. Результатом, как водится, станет выполнение миссии, считавшейся заведомо невыполнимой.
.
__________
1 – $370,5 млн., из них на национальный кинопрокат пришлось всего $100,2 млн.
2 – При этом параллели с событиями мировых войн (Первой и Второй) подчёркивают, наоборот, серьёзность нависшей над человечеством угрозы.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий