Грек Зорба / Alexis Zorbas (1964)

Савосин Дмитрий. Лиля Кедрова. Русская француженка с американским «Оскаром» за роль гречанки // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 30. – 87-88.

ПАМЯТЬ

ЛИЛЯ КЕДРОВА. Русская француженка с американским «Оскаром» за роль гречанки

Понятие «русское зарубежье» вошло в наш обиход сравнительно недавно. Но ростки русской культуры, которой вовсе не были свойственны экспансионистские намерения, давно разрослись, волей обстоятельств, по всему миру – от Финляндии до Бразилии. Дети русских эмигрантов напряженной работой завоевали славу не только себе и новой родине, но и родине предков, которая их и знать не хотела. Но времена меняются…

Лиля Кедрова – дочь знаменитых в царской России музыкантов. Никогда не знавшая ее, она все же не смогла в свой звездный час не прийти на свою историческую родину – хотя бы и в экранном образе гречанки. Пришла она к нам в хорошей компании: писатель Никос Казандзакис, режиссер Михалис Какояннис, актер Энтони Куин – все они были создателями фильма «Грек Зорба», собиравшем в середине 60-х длинные очереди у касс московских кинотеатров…

Когда снимался «Грек Зорба», Лиле Кедровой было уже сорок пять. Нельзя сказать, что в кино ей здорово везло. Она снималась в 50-е годы у вполне уважаемых и мастеровитых режиссеров, но, как правило, во вторых ролях, в тени «звезд». В это время она уже была крупной театральной артисткой с типичной судьбой дочери эмигрантов из Восточной Европы, обязанной своими успехами только собственному труду и таланту.

Родители Лили входили в число фаворитов Николая II. Мать – известная оперная певица. Отец, Николай Кедров, вместе с братом основал знаменитый «Петербургский вокальный квартет». Федор Шаляпин письменно отзывался о них: «Мои милые приятели, братья Кедровы…» Огромный успех пришел к артистам, когда Лили еще не было на свете. Она родилась в 1919 году, обреченная на эмигрантскую долю – к тому времени чета Кедровых, подобно многим, чувствовала себя в родной стране изгоями. Кедровы бегут в Германию, где едва сводят концы с концами. Скитаются по Европе, ведя жизнь полунищих артистов, зарабатывая не слишком частыми концертами, пока в 1928 году семье наконец не удается обосноваться в Париже.

Теперь Николай Кедров может подумать о воспитании девятилетней, но уже много пови-

87

давшей Лили. Конечно, он хочет научить ее музыке! Но беспокойный нрав девочки доставляет родителям немало хлопот. Видимо, и у постаревших «императорских звезд» характеры были не сахарные. Лиля несколько раз убегает из парижского дома. Позднее этот факт ее биографии будет охотно обыгрываться как проявление «русского духа» и «славянской загадочной бесшабашности». И в самом деле. Полиция, во главе с обеспокоенным отцом, извлекает ее то из цыганского оркестра, то из бродячего итальянского цирка, где девочку уже собирались попробовать в номере с живым медведем. Ничего не скажешь – Лиля рано почувствовала призвание. Почувствовал его и отец, который, едва девочке исполнилось пятнадцать, отдает ее в труппу русских артистов, игравших в Париже и преподававших там систему Станиславского. В этой труппе она сыграет роли в постановках «Живого трупа» и «Вишневого сада» – пока на русском, как и все актеры этого театра. Но она еще так молода. Она поступает учиться к знаменитому Шарлю Дюллену. Основанные им «драматические курсы» родили таких звезд, как Жан-Луи Барро и Франсуа Перье. Лиля замечена и играет в «Чайке» и «Братьях Карамазовых» – уже на французском. Наконец, дебют во французской пьесе вводит ее в довольно узкий круг кумиров парижской публики.

Сейчас трудно сказать, что помешало Лиле Кедровой добиться такого же успеха в кинематографе. Но, может быть, препятствием послужила как раз ее высочайшая театральная культура и соответствующая этой культуре специфичность облика. Роли, сыгранные ею во французском кино 50-х, на редкость характерны и всегда словно бы оттеняют выразительностью блиставших в полную силу молодых и пожилых звезд экрана. Например, в чисто «мужском» фильме «Облава на блатных», имеющем уголовный сюжет, где солировал Жан Габен, как всегда великолепный, или в ленте «Женщина и паяц», сыгравшей заметную роль в творчестве восходящей Брижитт Бардо.

«Подсвечивая» звездам, Лиля понемногу привыкла ко второму плану своей киносудьбы. И, конечно, роль в экранизации романа греческого писателя Казандзакиса «Грек Зорба», предложенная ей Какояннисом, хотя и была второстепенной, как все остальные, безусловно, показалась ей удачей.

Но и тут кинематографическая судьба Кедровой (никогда не бывшая безоблачной) дала о себе знать. Режиссер вдруг передумал и предложил эту роль Симоне Синьоре. Впрочем, за свое вероломство Какояннис быстро поплатился: в свой черед передумав, Синьоре бросила съемки через несколько дней после их начала. Так в последний момент (о, этот кинематографический «последний момент»!) роль досталась-таки Лиле, которая, узнав об этом, тотчас же вылетела на Крит… Эта работа принесла ей сразу все: восхищение критиков и зрителей, популярность в Америке, интерес голливудских режиссеров и «Оскара» за лучшую роль второго плана. Получая вожделенную для каждого киношника статуэтку, актриса не сдержала слез. Словно она чувствовала, что именно эта работа прославит ее, вписав имя Лили Кедровой в историю мирового кино как «актрисы одной роли»…

Нет, она снималась и в 70-е, и в 80-е, и у прекрасных режиссеров – в «Разорванном занавесе» Альфреда Хичкока, в «Свете женщины» Коста-Гавраса (кстати, наполовину русского по происхождению). Но, когда в 1983 году (почти двадцать лет спустя после грандиозного успеха фильма Какоянниса) один из бродвейских театров предложит знаменитой театральной актрисе ангажемент, это снова будет та же роль в спектакле на тот же сюжет – «Грек Зорба». Правда, уже в форме бродвейского мюзикла. И Лиля Кедрова блестяще сыграет и в суперамериканском стиле – он тоже окажется подвластен ее таланту, обогащенному более чем солидным опытом – от игры по системе Станиславского до работы в стиле типично французской актерской традиции (в 1977 году она с большим успехом выступила партнершей Жана Марэ в спектакле «Ужасные родители» по пьесе Жана Кокто, а также блистала в бродвейских мьюзик-шоу). Да, пожалуй, Лилю Кедрову весьма условно можно отнести к представителям культуры русского зарубежья. Часть ее биографии, связанная с Россией, ограничивается детством, и сказать, что она всю жизнь ощущала неразрывную связь с русской культурой, было бы, хотя и простительной, но натяжкой. Лиля Кедрова просто делала свое дело, прекрасно играя самые разные роли. И все-таки сегодня, когда настало время собирать мельчайшие золотые крупицы нашей культуры, трагически разбросанной по всему Старому и Новому свету, в этом новейшем калейдоскопе забытых и потерянных имен найдется место и для нее, Лили Кедровой. Она это заслужила. Достаточно вспомнить длинные очереди, которые выстраивались у касс кинотеатров, показывавших теперь уже старый, но по-прежнему прекрасный фильм «Грек Зорба» с неотразимой гречанкой – Лилей Кедровой.

Дмитрий САВОСИН

88

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+