Грязный Гарри / Dirty Harry (1971)

Рубрика «Подробности» // Экран. – 1993, №3. – С. 44.

ПОТАЧКА БУНТАРЯМ

Государственной цензуры Голливуд не знает, ханжеский «моральный кодекс» знаменитого Хейса благополучно скончался. Но значит ли это, что люди у кинокамеры не испытывают давления?

Джонатан Р. Рейнольдс, драматург и сценарист, пишет в открытом письме редактору газеты «Нью-Йорк таймс»: «Нигде нет столь жестоких политических предрассудков, как именно в артистической среде и вообще в шоу-бизнесе. Назовите мне фильм, или телесериал, или ленту на видео, занимающие разумно-консервативную позицию, кроме фантастических «святынь» семьи и брака или самочинного правосудия в духе «Грязного Гарри», «попытайтесь сами сделать фильм, который не будет льстить ни женщинам, ни нацменьшинствам, ни тинэйджерам, который не осмеет опасение родителей и не призовет к полной жизненной безответственности! Фразы о свободе мнений тут умолкают – они рассчитаны амнистировать бунтарей. Пьеса о том, что бывает расизм наизнанку, не увидит сцены. Фильм о деградации идеи социализма не найдет финансиста-попечителя. Обитателям обоих берегов хорошо бы помнить, что идеи «за» или идеи «против» сами по себе не бывают врагами, маятник истории качается между ними. А главный, единственный, общий наш враг – подавление мысли, запрет на «немодные» слова».

44

«Грязный Гарри» // Видео-Асс. – 1991, № 3. – С. 15-17.

«ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ»

Клинт Иствуд – кумир экрана. Его последний фильм – «Розовый кадиллак» (Pink Cadillac). На снимке вместе с актрисой Бернадетт Петерс. Однако больше всего Иствуд знаменит своим сериалом «Грязный Гарри».

Среди полнометражных полицейских сериалов, перебравшихся с большого экрана на видео, один из наиболее популярных цикл фильмов о «Грязном Гарри». Приводим его полную фильмографию.

ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ (Dirty Harry),

США. 1971, 102 мин.

Реж. Дон Сигел; в ролях: Клинт Иствуд, Гарри Гардино, Рени Сантони, Джон Вернон, Джон Ларн. Энди Робинсон.

Инспектор Гарри Кэллахэн, по прозвищу «Грязный Гарри», никогда не колебался, когда надо было нарушить инструкцию или закон, если от этого зависела поимка преступника. Поэтому, когда маньяк-убийца потребовал от властей Сан-Франциско огромный выкуп, только Гарри мог остановить его. Когда же пойманного преступника из-за несовершенства юридической практики, что нередко случается и в правовом государстве, выпускают на свободу, Гарри берет закон в свои руки.

Жестокая полицейская драма, которую некоторые даже называли фашистской, породила массу подражаний, в том числе четыре прямых продолжения.

ОТРЯД МАГНУМ (Magnum Force),

США, 1973, 124 мин.

Реж. Тед Пост; в ролях: Клинт Иствуд. Хэл Холбрук, Митчел Райан, Дэвид Сол, Фелтон Перри, Роберт Юрих, Кип Найвен, Тим Матисон.

Продолжение фильма «ГРЯЗНЫЙ ГАРРИ». Решительный инспектор сан-францисской полиции Гарри Кэллахэн расследует серию загадочных убийств, жертвы которых так или иначе связаны с преступным миром. Следы приводят его в собственное полицейское управление. Гарри приходится вести борьбу на два фронта. Крайне жестокая картина, лишенная стиля и очарованья оригинала.

Интересно, что сценарий написан двумя очень известными режиссерами Джоном Милиусом («Конан-Варвар») и Майклом Чимино («Охотник на оленей»).

15

БЛЮСТИТЕЛЬ ЗАКОНА (The Enforcer),

США. 1976. 96 мин.

Реж. Джеймс Фарго; в ролях: Клинт Иствуд, Тайн Дейли, Гарри Гардино, Брэдфорд Диллман, Джон Митнум, Деверен Букуолтер, Джон Кроуфорд, Альберт Попузлл.

На этот раз у жестокого полицейского инспектора Гарри Каллахэна две неприятности: женщина-партнер и группа террористов, захвативших самого мэра Сан-Франциско. Кровавый полицейский фильм с примитивным сценарием, который, используя уже дважды обкатанный сюжет, том не менее, а может именно благодаря этому, добивается успеха.

НЕОЖИДАННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (Sudden Impact),

США, 1983, 117 мин.

Реж. Клинт Иствуд; в ролях: Kлинm Иствуд, Сондра Лок, Пэт Хингл, Брэдфорд Диллман, Пол Дрейк, Джек Тибо, Альберт Попуэлл.

Четвертый фильм из серии картин о Грязном Гарри. Своего рода семейное предприятие. Клинт Иствуд доставляет зрителям сомнительное удовольствие, погружаясь на самое дно Сан-Франциско. Он расследует серию убийств, совершенных, как выясняется, женщиной (ее играет тогдашняя жена Иствуда Сондра Лок) с больной психикой. Стремясь отомстить за надругательство, которому подверглась она и ее сестра много лет назад, решительная дама уничтожает обидчиков физически. Пожалуй, самая неудачная картина этого сериала.

СМЕРТЕЛЬНЫЙ СПИСОК (Dead Pool),

США. 1988, 91 мин.

Реж. Бадди Ван Хорн; в ролях: Клинт Иствуд, Патриция Кларксон, Ивэн Си Ким, Лайам Нисон, Дэвид Хант, Майкл Кэрри, Майкл Гудвин.

16

Пятая по счету картина об инспекторе полиции Гарри Каллахэне. В этом фильме его противник — психопат, убивающий знаменитостей по составленному им списку, куда внесено и имя самого Гарри. В борьбе с опасным врагом храброму инспектору помогает журналистка с телевидения, которую связывают с Гарри не только служебные отношения. Исключительно много действия, непредвиденные сюжетные повороты, но главное, все-таки, это участие Клинта Иствуда.

ПАН РИШАРД В ЗАТРУДНЕНИИ

Элегантный, подтянутый, всегда при всех доспехах джентльмена. Настороженный взгляд и приветливая улыбка. Типичный американец с русой славянской бородкой. Это Ришард Цибильский, директор фирмы ITI. представляющей интересы крупнейших американских кинокомпаний в Восточной Европе.

Ришард чрезвычайно целеустремлен и активен. Свой роскошный офис в Варшаве он посещает проездом из Нью-Йорка в Токио. В результате этой активности оборот фирмы, которая полтора года назад впервые ступила на польский рынок, достиг нескольких миллионов (долларов, а не злотых).

Все устремления пана Цибильского обращены конечно же, на мощный и богатый Запад, но и своего восточного соседа он без внимания не оставляет. В начале года посетил Москву с целью установления коммерческих контактов. Отвратительная гостиница, плохая еда, всякое множество бюрократических препон — все это отбило у Ришарда охоту работать в России.

Но в то же время отточенный нюх делового человека подсказывает ему, какие огромные возможности скрыты в диком пока российском рынке видео. О, эти муки принятия решения — самые жестокие муки любви не сравнятся с ними! Как не пожалеть красавца-бизнесмена, застывшего на пороге в тягчайших раздумьях: вкладывать не вкладывать?

А пока он размышляет, «Видео-Асс» уже вкладывает в проведение маркетинга, в проведение выставки ITI, в рекламу этой богатой фирмы на страницах своих изданий. Вкладывает во имя гуманных целей развития видео культуры.

Мы понимаем, как трудно пану Цибильскому. Может быть, на его месте мы тоже и колебались бы, и сомневались. Но… В то время как западные предприниматели брезгуют рублями, дельцы «черного» видеорынка намывают многие миллионы (рублей, а не долларов). Наши зарубежные коллеги сетуют на разгул видеопиратства, но ведь окультуривание рынка всегда начинается с насыщения его легальной продукцией.

Так, может быть, хватит стоять на пороге? Как, Ришард?

Владимир БOPEB

17

Ахмедова Маргарита. Месть чудовища // Экран. – 1993, № 3. – С. 40-41.

МЕСТЬ ЧУДОВИЩА

Так назывался самый первый его фильм, вышедший в свет почти сорок лет назад.

Мы узнали этого актера по «Грязному Гарри». Не в прокате, разумеется, а на какой-то исторической ретроспективе. Мы читали уже к тому времени. что фильм поддерживает фашизм и призывает не церемониться с либеральными свободами, этой кормежкой адвокатов, путами на мускулах справедливости. Грязный Гарри был полицейский, верящий только своему тяжелому кольту. Он предпочитал убивать, чтобы лишить преступников и подлецов изворотливости затяжного суда. Он был колюч, страшноват и драматичен. В нем была хорошая неотесанность, гранитная неспособность пошатнуться или изменить себе.

Впрочем, он и в жизни собран, уверен в себе, немногословен и отчужден.

В свои 62 года говорит негромко, всюду держится по-домашнему. В его офисе на киностудии «Уорнер Бразерс» по стенам, крытым дорогим темным деревом, висят предметы ковбойского обихода. Разведен, имеет дочь Элисон и сына Кейта. Тридцатилетняя связь с актрисой Сандрой Люк не так давно окончилась болезненным разрывом. Постоянство, должно быть, из его главных черт.

На первых порах все дружно записали его в неисправимые ковбои. Он был действительно идеалом того, что требуется от подобных ролей, – поджарый, неторопливый, выносливый парень, первостатейный наездник, отважный драчун и классный вольтижировщик с оружием. В качестве первоклассного образца его выписал из-за океана итальянец Серджо Леоне для своих вивисекций над жанром (вроде «За пригоршню долларов», 1964, или «Хороший, плохой, злой», 1966). Классический вестерн не знал мучительства, пыток, в нем не считали смертей и не длили агонии. Там наглыми вымогателями были только злодеи, а раны казались выигрышными в декоративном смысле. Скотоводы, пусть даже бродяги и неудачники, у Леоне скопом записаны в бандиты, а поразительная ловкость с оружием, изначальная условность жанра по-бытовому объяснена часами тренажа – любимым досугом вдохновенных пистолетчиков.

Клинт Иствуд оказался вполне своим в этом мире безжалостных авантюристов. Позже, уже после «Гарри», ставшего его визитной карточкой для высшего голливудского общества, он снабдит фигуру служителя закона нечеловеческой яростью, холодной привычкой к фонтанам крови, к гекатомбам мертвецов, но также и ненавистью к слюнтяйству, как и к попыткам его подкупить.

Но бродило и зрело в нем еще что-то добавочное. быть может, тоска по необжитым территориям, зов горизонта или замашки бунтаря, раздражение к общепринятому – не только в сюжете, в жизни. Когда он снялся в комедии, многие пожали плечами: ладно, как будто неплохо, но, ради Бога, зачем? Следующей выигрышной кар-

40

той лег психологический детектив. А там пошла и вовсе чистая лирика, фильмы, где главной ставкой было настоящее искусство и логика исповедального самовыражения…

Бывший ковбой, бывший полицейский оступался, но упрямо искал, чаще всего «от фонаря», на ощупь, по известному закону тычка.

В 1992 году он закончил свой шестнадцатый фильм как режиссер.

«Непрощенный» – это самый настоящий вестерн, из тех. что вроде бы вышли из моды, да еще продолжительностью два часа десять минут. Дело происходит в Канзасе в 80-х годах прошлого века. Уильям Мани, бывший головорез и забияка, давным-давно остепенился, забурел и жил почти что под каблуком жены, кое-как ведя дела на своей обширной свиноферме. Но жена умерла, ферма ни сегодня-завтра рассыплется от ветхости, а двое подросших ребятишек даже знать не знают, каким молодцом был когда-то их обветренный, сутулый отец. Все меняется, когда появился шанс. Шанс, как всегда у экранных ковбоев, наполовину долг, наполовину добыча. Надо отомстить за убитого друга, а кроме того, по дороге получить приличный куш, который присвоила орава наглых проституток. Есть цель, благородная дважды, и есть враг, омерзительный злодей, – в данном случае это шериф, патологически жестокий человек, должно быть, с психическими отклонениями, и мечтал, что с годами дорастет до него. «Не знаю, возьмусь ли я еще за вестерн. Но этот фильм я постарался сделать так, будто он последний в моей биографии».

Звезды не любят распространяться о своих политических пристрастиях. Клинт Иствуд два года был мэром в городке Кармел, штат Калифорния. Он республиканец, однако Росс Перо, должно быть, кажется ему одним из его героев, суровых, сильных, одиноких и все пытающихся сделать по-своему.

Маргарита АХМЕДОВА

41

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+