Хищник / Predator (1987)

Фикс Сергей. Мужское кино Джона МакТирнена // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 30. – С. 46-50.

МУЖСКОЕ КИНО ДЖ0НА МАКТИРНЕНА

За Джоном МакТирненом прочно закрепилась слава режиссера «крепких боевиков». Его фильмы запоминаются увлекательными сюжетами, мастерски снятыми сценами погонь и перестрелок, фантастическими комбинированными съемками и главными героями – Настоящими Мужчинами. Его фильмы приносят продюсерам миллионы долларов, служат материалом для не менее кассовых сиквелов (продолжений) и пользуются популярностью во всем мире. И, наконец, его фильмы – это особый мир боевика, похожий иногда на сказку, где Зло в конце концов всегда побеждено. Часто персонаж картины – тот же Иванушка Дурачок, которому предстоит преодолеть огонь, воду, медные трубы, происки коварных злодеев и – победить, спасти царевну, а то и все царство в придачу.

Тема борьбы в одиночку с почти непобедимым противником считается «фирменной» у этого режиссера. И если в полнометражном дебюте МакТирнена «Кочевники» ученый-антрополог (Пирс Броснан) не смог одолеть банду рокеров-призраков и в конце концов стал одним из них, то в последующих фильмах Добро все же побеждает, пусть и не сразу.

Для выполнения подобных задач требуются – это понятно – Настоящие Мужчины. Только такие и попадают на съемки боевиков Джона МакТирнена. Дважды режиссер сотрудничал с легендарным исполнителем роли агента 007 Шоном Коннери, идеальным мужчиной 70-х. Дважды на съемочной площадке Мак Тирнен работал с Арнольдом Шварценеггером. Именно роль в «Крепком орешке» сделала звездой Брюса Уиллиса. Они очень разные, эти актеры, но у них есть нечто общее: они, каждый по-

46

своему, Идеал Настоящего Мужчины. Немногословный, мужественный, обаятельный Идеал. Надо сказать, что женские персонажи в фильмах МакТирнена всегда немного «в тени». Это не потому, что режиссер не любит женщин. Просто его кино – мужское.

Джон МакТирнен родился в Нью-Йорке, в семье музыканта. Работал актером, художником. Образование получил в университете, сняв за время учебы два короткометражных фильма – «Альманах бедного Ричарда» и «Медитация». Вскоре он получает стипендию в Американском институте кино, благодаря которой снимает еще одну короткометражку – «Сторож», с Эдвардом Францем и Дианой Даглас в главных ролях. Вскоре после этого МакТирнен начал писать сценарии и снимать рекламные ролики, работая параллельно над сценарием полнометражного фильма. В 1986 году началась работа над этой картиной, вышедшей в прокат под названием «Кочевники».

Критик Валентин Эшпай причисляет МакТирнена к так называемой группе «молодых городских профессионалов», – в которую включают также режиссеров Мартина Бреста, Кэтрин Бигелоу и некоторых других. Они берутся за любую работу, «которую считают респектабельной, разумеется». И, надо сказать, делают ее мастерски – фильмы этих постановщиков регулярно попадают и в десятку самых кассовых фильмов года, и в списки номинаций на различные кинематографические награды.

Признание зрителей и коллег всегда достается не просто. Например, натурные съемки «Хищника», первого фильма, который МакТирнен делал для «мейджора» (в данном случае это был «20-й век – Фокс»), осуществлялись

47

в центральноамериканских джунглях на границе Мексики и Гватемалы. Те, кто хоть раз бывал в джунглях, представляют себе, как непросто там жить. А тут речь шла о съемках фантастического боевика. Сценарий, созданный Джоном Томасом и Джимом Томасом – этакий гибрид «Коммандо» и «Чужого» с добавлением идеи из «Человека-невидимки», – реализовать было нелегко. Съемкам, проходившим в глубине настоящих джунглей, мешали ядовитые змеи, насекомые, тропическая жара. Но самым страшным оказалась… болезнь кишечника. В течение съемок переболела вся группа, включая актеров. Если внимательно смотреть «Хищника», можно заметить, что в иных эпизодах Шварценеггер выглядит значительное худее, чем за кадр до этого. Поэтому, когда спустя пять лет после «Хищника» МакТирнен и оператор Дональд МакАлпайн снимали приключенческую картину «Знахарь», сюжет которой вновь разворачивался в джунглях (на сей раз это была Бразилия), они не стали забираться в тропическую глухомань. Художники фильма обнаружили подходящую натуру в Мексике, где и прошли основные съемки, и лишь небольшая группа выехала в Бразилию, чтобы снять настоящий дождевой лес.

Применительно к «Крепкому орешку», последовавшему за «Хищником», часто писали, что в данном случае джунгли природные заменены на джунгли городские (имелся в виду небоскреб в центре Лос-Анджелеса), в остальном же эти фильмы похожи. Сценарий

48

нашумевшего боевика был написал Джебом Стюартом и Стивеном И. де Соуза по роману Родерика Торпа «Ничто не вечно» (Nothing Lasts Forever). В основе сюжета – банальная фабула: вновь одиночка противостоит «превосходящим силам противника». Брюс Уиллис, выбранный на роль полицейского Джона Макклейна из многих кандидатов, идеально соответствует образу простого американца, вовсе не супермена, который, однако, становится таковым, когда людям, тем более его жене, угрожает опасность.

Для подобной роли как раз и требовался актер, еще не ставший звездой боевиков. Брюс Уиллис, прославившийся до этого в ТВ сериале «Лунный свет», идеально подошел на эту роль спокойного неторопливого человека, абсолютно не производящего впечатления супермена, который тем не менее в состоянии один победить банду опасных международных террористов. С легкой руки МакТирнена в «звезды» попал и Алан Рикман – исполнитель роли главаря террористов Ганса Губера. Свое мастерство злодея Рикман оттачивал впоследствии, сражаясь с Кевином Костнером («Робин Гуд, принц воров») и Томом Селлеком («Куигли-Австралиец»). Другой злодей – «белокурая бестия» Карл – вызывал своеобразные чувства у российских зрителей, поскольку его сыграл прекрасный танцор Александр Годунов, оставшийся в свое время за океаном. Сиквел «Орешка», снятый режиссером Ренни Харлином спустя три года, превзошел первую часть по сумме кассовых сборов, однако сюжет второй части кажется многим критикам (да и зрителям тоже) более надуманным и менее реалистичным.

1990-й год ознаменовался для МакТирнена выпуском экранизации еще одного бестселлера (и выходом двух сиквелов его лент – соответственно вторых частей «Хищника» и «Крепкого орешка»). На сей раз это был роман Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем». Как известно, в основе этой истории лежат подлинные факты, однако в романе (и в фильме) события несколько изменены. Советский капитан-подводник Марк Ремиус (Шон Коннери), обнаружив, что его подводная лодка «Красный Октябрь» – оружие нападения, а не защиты, уводит корабль в США, чтобы не нарушить существующее равновесие в вооружении супердержав. Американцы, узнав, что некая подводная лодка русских вышла из-под кот-роля, нервничают. Но аналитик из ЦРУ Джек Райан (Алек Болдуин) сумел понять ход мысли Ремиуса и не допустить уничтожения лодки и гибели людей. Снятый оператором Яном Де Бонтом, с которым МакТирнен работал и на «Орешке», фильм вновь попал в самые кассовые картины года. Сиквел не заставил себя ждать. На сей раз его снял австралиец Филипп Нойс, прославившийся после снятого на родине триллера «Мертвый штиль» (Dead Calm). И «Игры патриотов» (1992), и вышедшая в этом году «Реальная угроза» (оператор которых – забавно! – Доналд МакАлпайн) – экранизации новых книг Тома Клэнси о приключениях Джека Райана. Однако его роль во втором и третьем фильмах, поставленных Нойсом, играет Харрисон Форд.

Алек Болдуин предпочел продолжению работы над ролью агента Райана игру в театре.

На съемочной площадке фильма «Знахарь» МакТирнен снова встретился с Шоном Конне-

49

ри. К сожалению, эта картина о борьбе ученых за сохранение амазонской сельвы не имела большого успеха, однако фильм дорог МакТирнену. «В нем не было никакого автоматического оружия», – шутит режиссер. Кроме того, модная ныне тема охраны природы, затронутая в фильме признанного мастера боевиков, благодаря этой ленте – и в смысле жанра, и в смысле кассы – вновь оказалась в центре внимания общественности. Непривычно малыми для режиссера получились и кассовые сборы «Последнего героя боевика» – картины, на которой МакТирнен вновь работал со Шверценеггером. Однако и эта сказочная история нашла своего благодарного зрителя, в первую очередь, конечно же, в среде подростков. Не все и не всегда получается у МакТирнена – но среди его прокопов небольшие (сравнительно) кассовые сборы двух последних лент, нереализованный проект «Принцесса Марса», главные роли в котором должны были сыграть Джулия Робертс и Том Круз… Однако сотрудничество с продюсером Эндрю Вайной, который должен был работать с МакТирненом на «Принцессе…» все же состоялось – появился «Знахарь», и продолжается по сей день – в настоящее время в Нью-Йорке продюсер Эндрю Вайна и режиссер Джон МакТирнен работают над «Крепким орешком-3»… Первоначально предполагалось, что события третьей части сериала развернутся на корабле. Но появился «Захват» (Under Siege) со Стивеном Сигалом, и продюсерам срочно пришлось менять морские просторы на… Об этом известно немного. Основное место действия – Нью-Йорк, главный герой – тот же, в главной роли Брюс Уиллис, режиссер – Джон МакТирнен.

Сергей ФИКС

50

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+