Хладнокровный убийца / The Stone Killer (1973)
Другие названия: «Каменный убийца» (вариант перевода названия), «Хладнокровный убийца» / «Каменный убийца» / «L’assassino di pietra» (Италия).
Италия, США.
Продолжительность 95 минут.
Режиссёр Майкл Уиннер.
Автор сценария Джералд Уилсон по книге Джона Гарднера.
Композитор Рой Бадд.
Оператор Ричард Мур.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Лу Торри (Чарльз Бронсон), несущий службу в Департаменте полиции Нью-Йорка, подвергается жёсткой критике за якобы избыточное применение силы — и вынужден подать в отставку. Он принимает предложение переехать в Лос-Анджелес, но…
Также в ролях: Мартин Болсам (Аль Вескари), Джек Колвин (Джампер), Пол Косло (Лэнгли), Норман Фелл (Лес Дэниэлс), Дэвид Шайнер (Гвидо Лоренц), Стюарт Марголин (Лоуренс), в эпизоде Джон Риттер (Харт).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.04.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Даже без прозрачного намёка в рекламном слогане («Этот полицейский играет грязно!») зрители и критики моментально уловили бы влияние, оказанное на замысел фильма и режиссуру. И в общем-то непринципиально, что иствудовский Гарри Кэллахэн преследовал неуловимого серийного убийцу, а Лу Торри, по сути, случайно выходит на след организаторов готовящихся гангстерских разборок такого масштаба, которого Америка не знала несколько десятилетий – со времён «сухого закона». Бронсон не менее убедителен в образе неподкупного и брутального блюстителя закона, непоколебимо уверенного в своём моральном превосходстве не только над преступниками, но и над теми лицемерными гуманистами, кто возмущается жестокостью полиции, не представляя, что творится на задворках мегаполисов. Дело здесь не в цинизме или, хуже того, непроизвольно прорывающихся садистских наклонностях: Лу справедливо сетует на то, что оружие купить легче, чем жевательную резинку, и осаживает коллегу, оскорбляющего задержанного чернокожего парня, резонно замечая, что южанин из него так и прёт. И в ответ слышит: «Ради чего ты стараешься, ради медали борца за гражданские права?»
«Хладнокровный убийца»1, безусловно, доставит изрядное удовольствие любителям криминальных боевиков, особенно в заключительной части повествования, когда мощная и изощрённая (позаимствованная из книги Джона Гарднера «Окончательное состояние смерти» /1969/) интрига получает разрешение. Кульминационная перестрелка, когда устранение мафиозных авторитетов плавно перетекает в спецоперацию по обезвреживания самих наёмных убийц, заслуживает высокой оценки! Даже странно, что американцы, в отличие от европейских зрителей2, приняли картину сравнительно прохладно (прокатная плата составила $1,3 млн.). Но, пожалуй, не менее любопытен ещё один аспект произведения.
Англичанин Майкл Уиннер никогда не претендовал на звание новатора, довольствуясь созданием традиционных жанровых образчиков, но на сей раз – осторожно (и, кстати, оправданно с формальной точки зрения) прибегает к ряду приёмов чуть ли не из арсенала нью-йоркского кинематографического андеграунда. Например, использует монтажные перебивки, «подрезающие» эпизоды, внося разнообразие (усложняя!) в привычную нарративную конструкцию. Да и новейшие общественные веяния (от «вьетнамского синдрома» до увлечения восточными эзотерическими учениями) в той или иной степени проникают в атмосферу фильма, косвенно доказывая, что консервативность убеждений Торри вовсе не исключает широты взглядов. Рискну предположить, что здесь сказалось плодотворное воздействие самого времени, выдвинувшего повышенные эстетические требования и к сугубо коммерческим постановкам.
.
__________
1 – Хотя данный вариант передаёт лишь часть смысла жаргонного выражения – характеристики невозмутимого человека, действующего по обе стороны закона.
2 – Во Франции аудитория составил 1,05 млн., в Испании 897,69 тыс. и т.д.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий