Хоффа / Hoffa (1992)

Хоффа / Hoffa (1992): постерПолнометражный фильм.

Франция, США.

Продолжительность 140 минут.

Режиссёр Дэнни Де Вито.

Автор сценария Дэвид Мэмет.

Композитор Дэвид Ньюман.

Оператор Стивен Х. Барам (номинация на «Оскар»).

Также на «Оскар» выдвигались Ви Нейл, Грег Кэнном, Джон Блейк (грим).

Жанр: биографический фильм, криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Роберт Чаро (Дэнни Де Вито), придя в отчаяние, решает убить Джеймса Риддла Хоффу (Джек Николсон, номинация на «Золотой глобус») — представителя Международного братства водителей грузовиков, шофёров, работников складов и разнорабочих Америки, которого накануне подвёз и из-за которого лишился места и средств к существованию в разгар Великой депрессии. Однако обстоятельства складываются таким образом, что Бобби не просто начинает работать на этого незаурядного профсоюзного деятеля, но и со временем — становится его ближайшим помощником. Проходят годы. Казалось бы, Джимми, стремительно набирающего авторитет, ждёт безоблачное будущее, однако прокурор Роберт Ф. Кеннеди (Кевин Андерсон) полон решимости доказать тесную связь Хоффы с организованной преступностью.

Также в ролях: Арманд Ассанте (Кэрол Д’Аллесандро), Джей Ти Уолш (Фрэнк Фитцсиммонс), Джон Кристофер Рейли (Пит Коннелли), Фрэнк Уэйли (водитель грузовика в кафе), Джон П. Райан (Ред Беннетт), Роберт Проски (Билли Флинн), Наталия Ногулич (Джо Хоффа), Николас Прайор (адвокат Хоффы), Пол Гилфойл (Тер Хармон), Карен Янг (молодая женщина), Дейл Янг (отец Дойл), Дженнифер Николсон (медсестра), в эпизодах Тим Бёртон (труп, без указания в титрах), Джон Фавро (без указания в титрах), Бруно Кёрби (комик в ночном клубе, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.07.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Хоффа / Hoffa (1992): кадр из фильма
Знает, как обращаться с прессой

В некоторых странах, где фамилия знаменитого профсоюзного деятеля не на слуху, фильм вышел в кинопрокат под другими, поясняющими заголовками: «Хоффа: святой или мафиози?» (в Италии), «Хоффа: импульс к власти» (Испания), «Хоффа – цена власти» (Португалия). Однако для самих американцев Джеймс Риддл является не менее легендарной личностью, чем ведущие политики XX века, магнаты или, допустим, голливудские кинозвёзды, а его таинственное исчезновение в 1975-м году – остаётся такой же притчей во языцех, как подлое (и тоже официально нераскрытое) убийство заочного оппонента Джона Ф. Кеннеди. В ответ на восхищённую реплику одного из соратников («Когда-нибудь этот человек станет Президентом Соединённых Штатов») тот резко замечает: «К чёрту это. Когда-нибудь я стану президентом профсоюза водителей грузовиков». Что тут добавить?

Хоффа / Hoffa (1992): кадр из фильма
Гражданин Хоффа

Дэнни Де Вито отважился приступить к съёмкам своей первой полнометражной драмы1 (к тому же, силами накануне основанной на пару с супругой Реа Перлман кинокомпании Jersey Films) только после того, как от постановки по разным причинам отказались Оливер Стоун и Барри Левинсон. Однако он раскрывается зрелым, состоявшимся мастером, владеющим тонкостями профессии в достаточной степени, чтобы не только совмещать разные обязанности, попутно исполнив одну из ведущих партий (да ещё в слаженном тандеме с Джеком Николсоном2, позже назвавшим роль Джимми одной из любимых), но и блестяще реализовать идеи выдающегося кинодраматурга. Дэвид Мэмет, выстраивая действие вокруг того самого, рокового дня, поначалу – всё-таки не позволяет зрителю догадаться о близости грустной развязки, увлекая нас в путешествие по событиям прошлого, прихотливо выхватываемым из памяти. Так кем был мистер Хоффа, чего хотел, к чему стремился?.. Незаурядные ораторские способности (шире – прирождённый дар убеждения как собеседников в конфиденциальной беседе, так и огромных людских масс) дополняли готовность в любой момент лично взяться за решение трудной и грязной проблемы, и, уж конечно, у него не было штатных спичрайтеров, сочинявших тексты выступлений. Клятвы на верность интересам простых рабочих отнюдь не звучали лицемерно – и подтверждались делом, вплоть до личного участия в митингах и стачках, зачастую перераставших в кровавые потасовки с полицией и с нанятым капиталистами вооружённым сбродом. Вместе с тем это не исключало теневых договорённостей с боссами мафии, которым, по трезвому размышлению, оказывалось выгоднее сотрудничать с профсоюзами, чем с владельцами заводов и фабрик. А Роберт Ф. Кеннеди никак не мог уразуметь, почему, невзирая на обнародованные доказательства нелегальной сделки, Джимми пользуется безоговорочной поддержкой избирателей, твёрдо верящих, что он лично не взял себе ни цента, а целью операций являлось увеличение доходов пенсионного фонда. И так далее.

Хоффа / Hoffa (1992): кадр из фильма
Его так просто не возьмёшь

Де Вито и Мэмет не старались ограничиться констатацией того факта, что личность Джимми и его биография сотканы из противоречий, попытка разрешить которые (если сказать торжественнее – стремление возвратиться в Большую Историю) как раз и привела к бесследному исчезновению далеко не безвестного гражданина. Хоффа стал знаковой фигурой для процесса формирования нового (по историческим меркам) центра силы, бросившего вызов сложившемуся политэкономическому строению общества и постепенно отвоевавшего место среди прочих – официально признанных и неформальных – властных структур. Авторам удаётся раскрыть эволюцию характера во всей, если угодно, диалектической сложности, несовместимой с по-обывательски примитивным желанием разграничить явления жизни на белое и чёрное, на «хорошее» и «плохое». Неоднозначность – вот ключевая характеристика профсоюзного лидера с неординарной судьбой и несгибаемой волей. Остаётся только гадать (хотя лучше и честнее, наверное, вообще отказаться от бесплодных попыток подобрать объяснение) об исходе главного суда в жизни человека – суда собственной совести. К сожалению, такие соображения всё-таки не нашли отклика у широкой публики (при бюджете $35 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $24,2 млн.), отдавшей в тот год предпочтение другим, более доходчивым работам «звёзд»: кинокомиксу «Бэтмен возвращается» /1992/ и «Нескольким хорошим парням» /1992/.

.

__________
1 – Хотя он ещё в ранней телевизионной короткометражке «Продажа Винса Д’Анджело» /1976/ подступался к теме коррупции, разъедающей институты власти.
2 – Чьё выдвижение на «антипремию» «Золотая малина» (практически синхронно с объявлением о номинации на «Золотой глобус»!) прозвучало неумной шуткой.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Денни ДеВито: «Я самый маленький человек в мире!» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 18. – С. 38-41.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+