Хоффа / Hoffa (1992)

Самсонов Георгий. Денни ДеВито: «Я самый маленький человек в мире!» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 18. – С. 38-41.

Денни ДеВито: «Я самый маленький человек в мире!»

«Маленький, толстенький, лысенький», – такая совсем нелестная характеристика, казалось бы, совершенно неприменима к популярному актеру Голливуда. Денни ДеВито нарушил общепринятые стереотипы и ворвался в ряды кинозвезд, скопив в своем актерском багаже роли колоритнейших персонажей: обаятельного сумасшедшего из «Полета над гнездом кукушки», смешного и нелепого злодея из «Романа о камне» и, безусловно, симпатичного «братика» Арнольда Шварценеггера из комедии «Близнецы».

В детстве маленький Денни казался себе большим. Но затем Бог (итальянский) спустил его с небес на грешную землю. А с Богом спорить трудно. «Я очень старался, устраивал ему такие сцены…, а он меня увеличил всего на два сантиметра и забыл про меня окончательно», – вспоминает ДеВито, демонстрирующий свое оригинальное чувство юмора по любому поводу. Возможно, именно юмор уличного бродяги явился своеобразной компенсацией за его маленький рост.

Свои университеты ДеВито проходил… в академии, а точнее, в бильярдной отца, которая так и называлась «Бильярдная академия». Там юный Денни служил подметальщиком. Позднее он зарабатывал себе на карманные деньги, работая цирюльником в парикмахерской своего дяди. Впоследствии ДеВито сменил много профессий, он будет работать садовником, шофером, имитатором, мечтая при этом о лаврах кинозвезды.

Многие, вполне естественно считали его полоумным, твердя ему постоянно: «Ты сошел с ума! Опомнись, ты ведь не Грегори Пек»! Но самоуверенный Денни не стал слушать своих друзей и смело отправился в Голливуд. Приехав туда в 1967 году, он вознамерился сыграть роль одного из убийц в фильме «Холодная кровь», который собирался ставить Питер Брук. Правда, ДеВито не знал, что эта роль уже отдана другому. И он пошел работать консьержем. Однажды, когда Денни выносил мусор, он вдруг сказал себе: «Ты недостаточно работаешь над собой как актером. Тебе надо совершенствоваться».

И ДеВито стал совершенствоваться. Эту возможность ему предоставили маленькие бродвейские театры: его можно было увидеть в спектаклях, поставленных по пьесам Пиранделло, Дэвида Маргулиса, Дэвида Мамета.

В 1975 году актер дебютировал в знаменитой картине Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки», где он прекрасно вписался в потрясающую компанию сумасшедших. В этой роли неизвестный доселе ДеВито выглядел настолько естественно и убедительно, что вполне могло показаться – что он настоящий обитатель психушки.

Женившись на актрисе Pea Перлман, ДеВито вместе с ней приступил к съемкам любительских 16-мм фильмов о битвах тараканов, одетях, делающих вид, будто они истребляют друг друга. Трюки в этих лентах были настолько удивительными, что его позвали на телевидение. С 1978 г. по 1983 г. в телесериале «Такси» ДеВито сыграл одного из главных персонажей – раздражительного и упрямого скандалиста- шофера. Чтобы получить эту роль, актер вошел в студию, крича во все горло: «Кто автор этого дерьма?»

Решающую роль в судьбе Денни ДеВито сыграло знакомство с Майклом Дугласом. Будучи продюсером «Полета над гнездом кукушки», именно Дуглас поверил в молодого актера. Спустя девять лет Майкл вновь вспомнил о замечательном комике и пригласил его в «Роман о камне». Впечатления ДеВито от совмест-

38

ной работы с Дугласом стоят того, чтобы их процитировать. «Он (Дуглас) затащил нас в джунгли, кишащие разными животными, под тропический дождь. Мы все время были в грязи. Гениально. Потом он пригласил меня в «Жемчужину Нила», и я не могу забыть его садистское наслаждение, когда во время съемок одного из эпизодов лошадь прыгнула мне на лицо. Он был на седьмом небе от счастья. Тогда я сказал сам себе: «Я отомщу»… и позвал его в свой фильм «Война в семействе Роуз». Там в финале он по сценарию висит нагишом на люстре. И вот, когда все было готово к съемке и Майкл висел, как положено, наверху, я повернулся к съемочной группе и крикнул «Перекур!»

В этом весь Денни ДеВито: сочетание грубоватого «черного» юмора с буйной, неукротимой фантазией превратило его в вечного мальчишку, дерзкого, хулиганистого и постоянно самоутверждающегося. Ведя неутихающую борьбу со своими комплексами, ДеВито переносил место битвы на экран и уже там в образе очередного неуклюжего недотепы со свойственным ему упорством демонстрировал свое «я». Не случайно герои ДеВито – аутсайдеры, стремящиеся застолбить свое место в этой жизни. Практически все они по натуре хитрецы, жулики и пройдохи, но обаяние комика настолько велико, что его отрицательные и во многом карикатурные персонажи оживают, приобретая нормальные человеческие черты. Поэтому тема маленького человека наиболее близка актеру в его творчестве. Незадачливый гангстер, получивший задание убить своего друга в фильме Брайана Де Пальма «Толковые ребята», коммерсант-неудачник, испытывающий жажду мести, из картины Барри Левинсона «Жестяные люди» не только неотразимо комичны: они вызывают жалость и сочувствие именно как маленькие люди в социальном, гоголевском, если хотите, смысле.

В фильме Джима Абрахамса и братьев Цукер «Безжалостные люди» ДеВито сыграл мужа, находящегося под каблуком у жены и мечтающего избавиться от нее любым способом, даже путем физического устранения. Такие комедии в Америке называются «черными», а этот жанр, замешанный на семейно-бытовой теме, пришелся по нраву комику, ставшему к тому времени уже довольно популярным. И в 1987 году он решается на свой режиссерский дебют, коим становится, безусловно, «черная» комедия «Сбрось маму с поезда». В этом фильме ДеВито реализовал себя «на полную катушку». История о бездарном графомане, угнетаемом собственной матерью и в тайне мечтающем ее убить, в киноинтерпретации ДеВито приобрела черты гротескно-трюковой буффонады, в чем-то пародирующей хичкоковские триллеры. Гиперболизированный же образ невероятно злой и противной мамаши – безусловная удача ДеВито-режиссера.

«Я вызываю здоровые эмоции», – любит шутить он сам по поводу своих фильмов. Следующая его картина «Война в семействе Роуз» тоже из разряда «черных*. В ней

40

ДеВито вволю порезвился на тему брака и семьи. А взяв на главные роли Майкла Дугласа и Кэтлин Тернер, многозначительно намекнул на то, какая судьба могла бы ожидать героев «Романа о камне» и «Жемчужины Нила» и чем могла бы закончиться их романтическая любовь. То есть ДеВито своебразно продолжил романтическую историю с присущим ему сарказмом и злой иронией. И, наконец, совсем недавно на экранах Америки появилась третья по счету режиссерская работа ДеВито – «Хоффа», о жизни и деятельности знаменитого профсоюзного лидера, роль которого исполнил Джек Николсон, а его соратника сыграл сам ДеВито. «Что мне нравится в моих фильмах, так это страсть».

«Хоффа» – картина о человеке, одержимом страстями, такого ничто не может остановить», – эти слова актера и режиссера вполне можно отнести и к нему самому. Необычайно эмоциональный, как и все итальянцы, вечно находящийся в движении, будто к нему приделан мотор («Я – газонокосилка» – кричал его герой из окна несущегося поезда в фильме «Жемчужина Нила») ДеВито ни на минуту не перестает творить, фантазировать, экспериментировать.

Вызывающую эксцентричность придал ДеВито своему сказочному персонажу Пингвину в фильме «Бэтмэн возвращается», хотя, надо признаться, узнать его в этом экзотическом гриме и маскарадном одеянии архисложно. Однако, благодаря запоминающейся удивительно пластичной игре актера, Пингвин полностью затмил всех остальных персонажей, кроме разве Женщины-кошки в исполнении Мишель Пфайффер, с которой получеловек-полуптица пытается даже флиртовать и делает это до отвращения эротично.

В жизни ДеВито настолько же непредсказуем, как и его киногерои. Во время беседы он способен одновременно предложить рецепт какого-нибудь изысканного блюда, разбить тарелку и тут же процитировать Бунюэля, Куросаву, Де Сика или рассказать о том, как в двадцатилетнем возрасте пересек Америку. «У меня была черная машина с откидным верхом, черные перчатки и черные очки. Я мчался во весь опор, мои волосы развевались на ветру…» За несколько минут он может выложить все свои сокровенные желания: постичь таинственность Бергмана, сюрреализм Дали, походку Гарри Купера и… бюст Джины Лоллобриджиды. При этом он вскакивает на кресло и, щуря глаза, кричит, что есть мочи: «Я самый маленький человек в мире!»

Георгий САМСОНОВ

41

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+