Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo / The Good, the Ugly, the Bad (1966)

Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo / The Good, the Ugly, the Bad (1966): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Хороший, плохой и злой» / «The Good, the Bad and the Ugly» (международное англоязычное название), «Хороший, злой и плохой»/ «Хороший, отвратительный и плохой» / «El bueno, el feo y el malo» (Испания) / «El bo, el lleig i el dolent» (Испания: название на каталанском языке), «Два славных мерзавца» / «Zwei glorreiche Halunken» (ФРГ).

Италия, Испания, ФРГ, США.

Продолжительность 161 минута (дублированная версия – 186 минут; расширенная англоязычная версия 2003-го – 179 минут; версия 1969-го года – 142 минуты).

Режиссёр Серджо Леоне.

Авторы сценария Агеноре Инкроччи, Фурио Скарпелли, Лучано Винченцони, Серджо Леоне по сюжету Лучано Винченцони, Серджо Леоне, автор англоязычной версии Микки Нокс.

Композитор Эннио Морриконе.

Оператор Тонинио Дели Колли.

Жанр: вестерн

Краткое содержание
Штат Нью-Мексико, разгар гражданской войны. Одинокий стрелок (Клинт Иствуд), известный как Блондинчик, спасает от верной смерти мексиканца Туко Бенедикто Пасифико Хуана Марию Рамиреса (Илай Уоллак), изворотливого мошенника и бандита, которого презрительно называют «Крысой», и предлагает ему верное совместное дельце, но вскоре — обманывает компаньона и оставляет на погибель в пустыне. Параллельно наёмный убийца Сентенца по прозвищу «Ангельские глазки» (Ли Ван Клиф), с готовностью принимающий заказы от любого, кто готов заплатить, ищет место, где спрятаны несколько мешков золотых монет, похищенных у Конфедерации. Судьбе угодно, чтобы пути этих суровых людей пересеклись!

Также в ролях: Альдо Джуффре (пьяный капитан конфедератов), Луиджи Пистилли (отец Пабло Рамирес), Рада Рассимов (Мария), Энцо Петито (владелец магазина), Клаудио Скарчилли (мексиканский пеон), Джон Барта (шериф), Ливио Лоренцон (Бейкер), Антонио Казале (Джексон / Билл Карсон), Сандро Скарчилли (мексиканский пеон), Бенито Стефанелли (член шайки «Ангельских глазок»), Анджело Нови (монах), Альдо Самбрелл (член шайки «Ангельских глазок»), Марио Брега (капрал Уоллас).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.06.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo / The Good, the Ugly, the Bad (1966): кадр из фильма
Стрелок попался

Андре Базен однажды1 проницательно заметил, что «у Джона Форда есть только стиль, вот почему он гарантирован от подражаний, даже от подражаний самому себе». К сожалению, великий французский киновед не дожил до того момента, когда увидела свет «долларовая трилогия», к автору которой афористически меткое высказывание применимо тем паче. К тому же, практика показала, что в случае с Серджо Леоне имитация ничуть не более эффективна, поскольку плагиаторы будут ограничиваться копированием отдельных элементов (ракурсов, музыкального лейтмотива, монтажных приёмов и т.п.), оказываясь не в состоянии перенять главное – самобытное мировоззрение художника…

Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo / The Good, the Ugly, the Bad (1966): кадр из фильма
И снова попался

Возьмём для примера частный, но показательный момент. Если Клинт Иствуд и Ли Ван Клиф прославились после двух первых фильмов, то в приглашении Илая Уоллака, получившего известность в традиционных вестернах, вполне резонно усмотреть своеобразную дань уважения голливудским предшественникам, чьи работы служили источником вдохновения режиссёру из Италии. Однако сам актёр вспоминал, что, вопреки расхожим догадкам, предложение поступило ему благодаря не «Великолепной семёрке» /1960/, а монументальной (официозной?) эпопее «Как был завоёван Запад» /1962/, где Илай изобразил злодея, очень похожего на Туко. Изобразил, по сути, в кратком эпизоде – но, по мнению Седжо, именно сорвиголовы и ловкого убийцы прежде так не хватало для полноты картины типических характеров Дикого Запада, населённого людьми хорошими, плохими и, соответственно, злыми. И опять же: «соответственно» ли? В том, пожалуй, и кроется насмешка кинематографиста-европейца над наивностью заокеанских коллег, упорно веривших и отстаивавших мысль, что и в Америке прошлого столетия, на непокорённых ещё просторах, тон задавали категории «хорошее» и «плохое». Категории легко различимые и ни в коей мере не смешиваемые! Леоне же методично разрушает этот миф, выведя внешне отличных участников трио одинаково ушлыми и прожжёнными авантюристами и пройдохами, единственная цель которых – уцелеть, заполучив золото. В данной связи знаменательно, что в оригинальной, итальянской версии Сентенца значился «злым», а Туко фигурировал как «плохой», однако при дубляже на английский язык (из-за иного порядка эпитетов в заголовке: The Good, the Bad and the Ugly) их характеристики радикально трансформировались. Только подмены никто не заметил!..

Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo / The Good, the Ugly, the Bad (1966): кадр из фильма
Хороший, плохой и злой

Да и, пожалуй, не мог бы заметить. Ведь иначе в раскалённой атмосфере фильма было б гораздо сложнее уловить отголоски ницшеанской идеи о «сверхчеловеке», пребывающем по ту сторону добра и зла, которого, следовательно, априори нельзя судить с позиций привычной морали. И, возможно, не звучали бы так пронзительно экзистенциалистские мотивы, не показалась б столь простой и наглядной «пограничная ситуация», где практически постоянно пребывают все трое – и где раскрываются сущностные черты человека. Существа, демонстрирующего чудеса не просто выживания в любых условиях, но – умение добиваться вожделенной цели, вопреки всему и несмотря ни на что. Лишь ближе к развязке, словно в кульминационный момент бренного бытования, плохой оказывается Плохим, злой – Злым, хороший же может считаться Хорошим уже в силу того, что не оказался Злым или Плохим, хотя его поступки, как минимум, неоднозначны и личность симпатии не вызывает. Режиссёр, не без иронии пользующийся правом манипулировать судьбами героев, берёт на себя роль Рока, не упускающего возможности выказать собственную зловредность (не злость), сводя в финале компаньонов-соперников в настоящем красном кругу2 – в немыслимо напряжённой тройной дуэли на кладбище. Незримое присутствие смерти, преследующей и каждого по отдельности, и целые толпы людей, занятых абсурдным взаимным истреблением в ходе гражданской войны3, заставляют прочувствовать, что называется, нутром и незабываемый музыкальный лейтмотив Эннио Морриконе, и изобретательная работа оператора Тонино Делли Колли. Упомянем хотя бы такой кадр, как «взгляд» объектива камеры сквозь верёвку, подготовленную для повешения!.. В следующем «спагетти-вестерне», «Однажды на Диком Западе» /1969/, Серджо Леоне доведёт фирменный стиль до совершенства, оформив разрозненные прежде идеи в стройную и глобальную по масштабу концепцию, но уже в едкой ленте «За пригоршню динамита» /1972/ – демонстративно подвергнет сомнению многое из того, что было поведано ранее. Впрочем, знаменательно, что в США наибольший коммерческий резонанс вызвали именно «Хороший, плохой, злой», с результатом $6,1 млн. прокатной платы (правда, уже при относительно высоком бюджете в размере $1,2 млн.) замкнув «20» лидеров сезона.

.

__________
1 – В статье «Уильям Уайлер, янсенист мизансцены», см. в сборнике «Что такое искусство», М.: Искусство, 1972, стр. 97.
2 – Вольно или невольно, но Леоне обратился к философской формуле Будды раньше француза Жана-Пьера Мельвиля.
3 – Кто бы мог подумать, что Блондинчик и Рамирес подадутся в миротворцы, вызвавшись по наущению капитана-пропойцы взорвать стратегически важный мост?!

Прим.: рецензия публикуется впервые


Долларовая трилогия:
За пригоршню долларов / Per un pugno di dollari / Por un puñado de dólares / Für eine Handvoll Dollar (1964)
На несколько долларов больше / Per qualche dollaro in più / Für ein paar Dollar mehr (1965)
Хороший, плохой, злой / Il buono, il brutto, il cattivo / The Good, the Ugly, the Bad (1966)


Материалы о фильме:
Карцева Е., Долинский М. «Хороший, плохой, злой» // На экранах мира. Выпуск 3. – М.: Искусство, 1972. – С. 103-112.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+