Хозяин тайги / Khozyain taygi (1968)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Хозяин тайги» / «The Master of Taiga» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 83 минуты.
Режиссёр Владимир Назаров.
Автор сценария Борис Можаев.
Композитор Леонид Афанасьев.
Оператор Владимир Николаев.
Жанр: криминальный фильм, детектив
Краткое содержание
Николай Носков (Дмитрий Масанов), директор магазина, расположенного в таёжном посёлке, будит среди ночи старшину Василия Фокича Серёжкина (Валерий Золотухин), прося его разобраться с загулявшими на радостях сплавщиками. По прибытии на место выясняется, что произошло ЧП — кража со взломом. Николай Ипатов (Михаил Кокшенов) честно признаётся, что сорвал замок, и становится главным подозреваемым. Однако участковый догадывается, что всё не так просто, как кажется, и решает установить личности преступников.
Также в ролях: Владимир Высоцкий (Иван Рябой), Лионелла Пырьева (Нюрка), Леонид Кмит (Лубников, Назарыч), Эдуард Бредун (Геня Варлашкин), Иван Косых (бритоголовый сплавщик), Владимир Липпарт (Фомкин), Екатерина Мазурова (Семёновна, бабка Носкова), Алла Мещерякова (Таня, жена Серёжкина), Владимир Рудый (Антон), Пётр Савин (председатель сельсовета), Павел Шпрингфельд (пьяница Степан).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.06.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ещё до полнометражного дебюта – телефильма «Пакет» /1966/, посвящённого событиям гражданской войны и одарившего первой киноролью Валерия Золотухина – Владимир Назаров снял короткометражку с красноречивым названием «Закон тайги» /1965/. Если сложить два названия вместе, как раз получится известная пословица «Закон – тайга, медведь – хозяин»1, хотя в самой ленте соответствующей характеристикой (мол, ты у нас хозяин тайги) бригадир Рябой в шутку награждает Серёжкина. Да и сам участковый резонно замечает: пусть места здесь глухие (в одну сторону милиционера нет на пятьдесят вёрст, в противоположную – на добрые пятьсот), порядок быть должен. Интересная постановка вопроса, не правда ли?
Успех картины, в том числе зрительский (посещаемость составила 26,8 млн. зрителей), проще всего объяснить продуманной, непредсказуемой детективной интригой. Не забудем и об участии Владимира Высоцкого, коллеги Валерия по Театру на Таганке, на тот момент уже прославленной личности, чей персонаж, к тому же, исполняет две проникновенные песни (включая иронический гимн во славу сплавщиков, начинающийся со строчки «На реке ль, на озере…»). Полюбился народу (настолько, что позже увидело свет два менее удачных продолжения) и образ неунывающего блюстителя закона, с одной стороны отлично знающего таёжную специфику, понимающего местных жителей с полуслова, а с другой – старающегося не отставать от передовых достижений в сыске, увлечённо штудирующего криминалистику, не намеренного уступать Шерлоку Холмсу и Нату Пинкетону. Однако чем сильнее отдаляется момент развала СССР, с тем большим любопытством мы подмечаем в советских кинопроизведениях те аспекты, которые прежде казались самоочевидными.
Вот и на сей раз Борис Можаев (кстати, известный писатель) и Назаров надеялись донести до публики ряд любопытных наблюдений. Не сводя всё к официозному пафосу («широка страна моя родная…»), они не просто призывают соотечественников гордиться колоссальными и богатейшими землями, оставленными предками, но прежде всего – доносят мысль о необходимости освоения труднодоступных, малозаселённых, а то и вовсе безлюдных мест. О важности привнесения цивилизации и культуры туда, где по-прежнему царят суровые нравы дикой природы. Рябой последовательно придерживается примитивных (по сути, социал-дарвинистских) представлений об устройстве общества, разделённого на командующих и подчиняющихся, сильных и слабых, «хищников» и «дичь». Но уловки бригадира, привычно манипулирующего устремлениями членов коллектива, полагающего, что полностью обезопасил себя с точки зрения уголовного кодекса, пропадут втуне. Если перейти на высокие материи, речь о противостоянии коллективизма, борющегося за справедливость для всех, и индивидуализма с его приматом желаний отдельной личности над интересами других, в котором у последнего, конечно, нет шансов одержать верх. Закон тайги, как и закон джунглей, на поверку – вполне поддаётся обузданию.
.
__________
1 – Иногда добавляется окончание «… котелок – норма».
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий