Игры патриотов / Patriot Games (1992)

Шепотинник Пётр. Приключения американца в Англии // Видео-АСС Премьер. – № 10 за 1992. – С. 6.

ИГРЫ ПАТРИОТОВ (Patriot Games)

ПРИКЛЮЧЕНИЯ АМЕРИКАНЦА В АНГЛИИ

Американцы любят писать: в таком-то фильме Арнольд Шварценеггер наносит удар… Мерил Стрип целует… Том Круз мчится на автомобиле… Хотя на самом деле, строго говоря, и Шварценеггер не наносит удар, и Стрип не целует, и Круз не мчится. А все делают их герои и героини.

Впрочем, такая аберрация американцу ухо не режет – все давно свыклись. И ты свыкся. Но, въедливо правя американские тексты, ты вдруг догадываешься: ведь в этой сложившейся привычке есть свой, так сказать, гносеологический смысл.

Ну какой он, скажите, Джек Райан – герой фильма Филлипа Нойса «Игры патриотов», который, будучи экс-экспертом ЦРУ, в первых же кадрах фильма, взрывая барабанные перепонки зрителя, стреляет в подвернувшегося под руку террориста за то, что бандит вместе со своей командой хотел отправить на тот свет вальяжного члена королевской семьи? Никакой он не Джек (его имя мы забудем через три минуты), а самый что ни на есть Харрисон Форд. Вот он: еле заметная ироническая улыбка, которую только украшает давным-давно приобретенный шрам, ни в коем случае не маскируемый пластическими операциями; некоторое несоответствие головокружительности физических трюков, в общем-то, не слишком впечатляющему своей атлетичностью телу. Ничего от супермифа – и при этом миф абсолютный; идеальный актер для доктора Гаспара Арнери, будь Олеша переведен в США. Словом, человек, умеющий побеждать не только силою своих мускулов, но и добродушным интеллектом среднеарифметического американца: Харрисон, да еще и Форд (!).

Конечно, без Харрисона Форда не было бы никаких «Игр патриотов». Можно было бы переиначить сюжет, перенести его в другую страну, но только он, Форд, все здесь в конечном счете сводит к некоему определенному эстетическому знаменателю.

Вы скажете: а как же Том Клэнси, за которым тянется слава боевика «Охота за «Красным Октябрем»? Все так, он автор и этого, возможно, вполне лихого романа для чтения в самолете компании «Дельта». А все же если бы не Форд, не появиться этому фильму на кинофестивале в Венеции.

Я трижды был на этом кинофестивале, и трижды Америку представлял именно Форд. В первый раз (1989) он это делал, думаю, с самым большим успехом, завершая спилберговский сериал про Индиану Джонса пощечиной Гитлеру и распугиванием эсэсовских бомбардировщиков при помощи стаи чаек, кажется. Второй раз (1991) он меня несколько разочаровал в фильме Майка Николса «По поводу Генри», где, по-моему, слишком механистично, с недобором по части К.С. Станиславского, показал процесс превращения контуженого человека в нормального.

Как бы я его ни любил, но все же именно в такой игре – чуть невсерьез, без замахов на тщательно проработанный психологизм, он чувствует себя наиболее органично. Ему самое место здесь, в этой самой «Игре патриотов». Клэнси перестал бороться с происками КГБ и ВПК, перестройка убедила его, доверчивого, в их импотенции как носителей мифа, вредоносного для американской Идеи. И потому в качестве врагов, с которыми вступает в бой наш в доску Харрисон Форд, выбраны террористы.

Итак, после того, как Харрисон Форд, он же Джек Райан, видит готовящееся преступление, у него взыграла кровь. «Три-четыре – и вот уже член королевской семьи, вместо того чтобы взлететь на воздух вместе со своим «Роллс-ройсом», улыбается бледноватой улыбкой Джеймса Фокса случайному американскому спасителю.

Дальше будет масса всякого: гонки по автостраде на «Понтиаке» (о котором мечтает каждый экс-советский кооператор) с последующим уничтожением автомобиля (вдребезги!) о бордюр; совершенно неправдоподобная атака со стороны террористов на приют Форда-Райана где-то в американской глубинке, яростная погоня на катерах по разбушевавшемуся озеру, на берегу которого еще пять минут назад мирно дремала вилла бывшего цэрэушника, и т.п. Свист в венецианском зале «Пала-галилео» начался, когда цэрэушники, желая оградить своего заслуженного коллегу от посягательств бандитов, выслеживают их при помощи спутниковой связи, определяя даже пол участников террористической шайки. Причем шайка располагается в момент слежки где-то в Марокко, а выслеживающие – в США. Но спутник, как верный стукач эры сверхэлектроники, добросовестно фиксирует «life» и каждое передвижение ни о чем не подозревающих террористов. Нэнси Гриффин в американском «Премьере» назвала этот эпизод примером вуайеризма эпохи «хай-тех» («high-tech»).

Все кончается благополучно: катер, в отличие от суденышка из «Белого солнца пустыни», не взрывается. Вернее, взрывается, но не тот, в котором Харрисон Форд; о «Понтиаке» все уже забыли, а «жена» Форда, Энн Арчер, которая была в машине в роковой момент, благодаря отменной американской медицине, успешно дотянула до хэппи-энда.

Мораль. Первое: фильм собрал на конец августа в США 81 041 275 долларов при затратах 48 млн. долларов, так что «Парамаунт», думаю, Филлипом Нойсом остался доволен.

Второе: терроризм – опасная штука, еще хуже, чем КГБ.

Третье: в зале в Венеции было битком.

Петр Шепотинник

6

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+