Игры патриотов / Patriot Games (1992)

Белопольская Виктория. Индиана Джонс и «Овсянка квакера» // Огонёк. – 1993, № 37. – С. 12.

«ИГРЫ ПАТРИОТОВ»

Киносреда, в которой мы живем – имеется в виду легальный кинопрокат, а не криминально-пиратский видеорепертуар, – весьма инфантильна. Что-то подростково-эротическое, что-то дворово-заводильиое с мордобоем, выдающее себя за «кино действия»… В этих обстоятельствах акция Российско-Британской ассоциации «ИСТ-ВЕСТ», прославившейся два года назад выпуском на наши экраны голливудского супермифа «Унесенные ветром», выглядит просто-таки родительски-воспитательным поступком. Дело в том, что именно «ИСТ-ВЕСТ» приобрела только что для нашего проката ряд американских картин хорошего вкуса, хорошей славы и высокого рейтинга на своей родине. Причем самая «старая» из них – «Человек дождя» с Дастином Хоффманом – 1990 года выпуска, а есть еще рекордсмен кассовых сборов в Америке – «Джурасик парк», и знаменитый «фильм для семьи» – «Бетховен», и «Аромат женщины за роль в котором Аль Пачино получил «Оскара» в 1993 году. И, наконец, «Игры патриотов», который зрители «рублевой зоны» увидят первым.

Этот фильм уже стал явлением для американского зрителя – не только из-за концентрации в нем разнокалиберных «звезд» и крепкой сценарной основы – бестселлера Тома Клэнси. Объяснение скорее в поступках и характере любимого американцами и другими гражданами Индианы Джонса, из трилогии Спилберга, образ которого уже навсегда спаян в их сознании с личностью актера Харрисона Форда.

ИНДИАНА ДЖОНС И «ОВСЯНКА КВАКЕРА»

Харрисон Форд – чрезвычайно симпатичный мужчина и своего рода «самый человечный человек» американского кино. В его профессиональном послужном списке – «Звездные войны», «Свидетель» (за который он был номинирован на «Оскар»), «Деловая женщина», «Презумпция невиновности», «Неистовый», «Бегущий по лезвию», «Москитный берег». Форд – живое воплощение главного в сегодняшней Америке действующего лица, чьи данные: цвет кожи – белый, пол – мужской, возраст – 40 лет. Именно он, этот персонаж, как считает общественное мнение, владеет ситуацией в стране, от него зависят семья и Конгресс, секс и уголовное законодательство, уровень опасности терроризма и уровень холестерина в продуктах, в его карман беззастенчиво заглядывают, ему колют глаза стоимостью его стрижки… Его винят во всех американских бедах. И надежда вся тоже только на него.

И поэтому ничего случайного в выборе Форда на роль сотрудника ЦРУ «на покое» Джека Райана в «Играх патриотов» нет. Вряд ли кто-нибудь еще может быть столь же убедителен – один и без оружия – против разъяренных фанатиков-террористов. Да кто еще достоин быть мужем Энн Арчер, этой «вечной жены» американского кинематографа, и отцом очаровательной Торы Берч – чудо-девочки Голливуда! В свои неполные восемь лет она уже «звезда» и героиня любимых рекламных фильмов Америки – «Овсянка Квакера» и «Супы Кэмпбелла».

Согласитесь, это символично, что неукротимый и неистовый, бегущий по лезвию Индиана Джонс в зените своей карьеры и славы должен защищать от угрозы смерти уже не только себя и свою возлюбленную, а семью и ее олицетворение – ребенка, эту святая святых сегодняшней Америки, с ее супами и овсянками. Это важно и в спокойно-провинциальной Америке, где размеренно проживающий по адресу согласно записи в телефонной книге обыватель жаждет переживаний и оттого в чем-то остается ребенком, для которого Стивен Спилберг – Жюль Верн. И у нас, где все осознают историчность собственных судеб и жаждут, наоборот, размеренности. Везде то, что угрожает женщине и ребенку, – зло. Это и есть то, что не поддается иронии и ревизии и что так подкупает в «Играх патриотов». Да вот ещё Форд с его железобетонной стойкостью и желанием так твердо стоять на земле, чтобы даже в случае отмены законов гравитации не свернуло: уже снявшись в «Разговоре» Фрэнсиса Копполы, «Малыше из Фриско» и паре телесериалов, он продолжал в перерывах между ролями работать плотником. И уж если стал актером, то и живет по системе Станиславского – никакого зазора между актером и образом, между тем Фордом, который в пучке света на экране, и тем примерным мужем, который проживает на ранчо в Вайоминге с женой-сценаристкой и четырьмя.

Проживает постоянно согласно записи в телефонной книге.

Виктория БЕЛОПОЛЬСКАЯ

Медведев Армен. После блокады // Огонёк. – 1993, № 37. – С. 12.

Армен МЕДВЕДЕВ, председатель Кинокомитета России

ПОСЛЕ БЛОКАДЫ

Самое приятное во всей этой акции, что «Игры патриотов» прорывают кольцо блокады. Я имею в виду эмбарго, объявленное нашей стране крупными фильмопроизводителями и прокатчиками Америки. Если вы помните, бойкот был вызван воровским показом по государственным телеканалам американских картин. Нам наконец удалось убедить американцев, что у нас есть люди и организации, которым доверять можно.

Эти фильмы – значительные, с гарантией качества, так называемой «группы А» – приходят к нам официальным путем. Возможность увидеть такие картины в обычном, легальном прокате – это тоже показатель цивилизованности общества. А если учесть, что для проката этих фильмов «Ист-Вест» у государства не попросил ни копейки (к сожалению, качественное кино сейчас требует целевых дотаций прокатчику), – так это затея вообще блестящая.

В этой картине, в «Играх патриотов», есть какая-то органическая человечность, даже в кровавых сценах. Она вообще подкупающе исходит из личного. Главный герой бросается спасать от террористов чиновника, потому что увидел перед собой такую волну ярости, что и сам разозлился. Личный мотив мести за убитого брата руководит и ирландским террористом, когда он охотится на героя Форда и его семью. А Джек Райан у Форда не служака-цэрэушник, выполняющий профессиональный долг, а человек, нормально, по-мужски реагирующий на злобу. Нет, конечно, политический терроризм как явление «Играми патриотов» не исчерпывается. Но версия дана, и есть желание понять этот перехлест страстей человеческих в противостоянии героя и террориста.

Несколько лет назад, когда начался процесс над «красными бригадами», я был в Италии и, конечно, ничего не понимая, смотрел его по телевизору. Стоят парни у скамьи подсудимых и поют «Интернационал», а близкоблизко от них – Альберто Моравиа. И смотрит на них внимательно, без злобы, вообще без чувств, с такой жаждой понимания… «Игры патриотов» предлагают версию: миром движет личное, потому что человек – не винтик. Нашему кино на сходные темы не хватало и не хватает такого уважительного отношения к личному. Потому что наш герой усталый и сомневающийся. А герой «Игр патриотов» защищает своего ребенка, свою женщину. Своих…

Богданов Сергей. Перед взрывом // Огонёк. – 1993, № 37. – С. 12.

СЕРГЕЙ БОГДАНОВ, заместитель руководителя пресс-службы Московского управления Министерства безопасности России

ПЕРЕД ВЗРЫВОМ

Самое неприятное для меня в связи с этим фильмом, так это то, что к. нам он имеет самое прямое отношение. Это я говорю как сотрудник ведомства, занимающегося проблемами терроризма. Известно заявление генерала Дудаева, что в случае ввода российских войск в Чечню его боевики устроят в Москве «горячие денечки». Я уж не говорю о смерти В. Поляничко и о мотивах этого убийства, очень схожих с мотивами бойцов Ирландской республиканской Армии. Все «как в кино». Вы говорите, террористом в «Играх патриотов» руководят личные мотивы? А наш «коммерческий» террор? Только в этом году и только в Москве было убито больше десяти человек из банковской, например, сферы. Едва ли не каждый день мы получаем сообщения о взорванных квартирах или машинах. По два раза в неделю наши специалисты выезжают на места взрывов или на обезвреживание взрывных устройств. Да, этих людей «убирают». Но речь в конечном итоге идет о том. что «коммерческий» террор становится политическим террором. Идет борьба за собственность, а значит, за власть.

По статье 66 УК террором называется убийство или покушение на убийство лица, которое (покушение) ведет к подрыву или ослаблению Советской власти. Интересно, а убийство президента в нынешних условиях будет квалифицировано как террор? Ну, если учесть, что президент сам выступает против Советской власти? Это вопрос не формальный. Это вопрос того, как действующее (!) законодательство отстает от реальной жизни. Значит, и кто будет бороться с терроризмом, тоже не совсем ясно. Когда в 1977–1978 гг. в центре Москвы раздались взрывы, на моги были поставлены милиция, КГБ, курсанты училищ – по всей стране – и через восемь месяцев взрывников нашли. А вот вам 1992 год. Во дворе дома на Кутузовском проспекте останавливается машина, из нее выходит человек, достает гранатомет, стреляет по окнам второго этажа, где находится одна из коммерческих структур, бросает гранатомет и уезжает. На наш вопрос в Управлении охраны: «Как же так, это же охраняемая трасса?» – нам отвечают: «Выстрел произошел не на трассе, а во дворе дома. А это уже нас не касается». В результате случай с гранатометом расследует участковый. Так что извините, но наша жизнь скоро востребует большое количество Джеков Райанов. Найдутся ли такие при нашей общей подавленности? А вообще хоть герой «Игр патриотов» и ввязывается в борьбу с террористами из личных побуждений, но ведь вокруг него все равно есть ореол «человека в погонах»…– здоровая романтика государственной службы. Что так выгодно отличает «Игры патриотов» от той романтизации уголовщины, которая происходит у нас.

12

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+