Иисус Христос – суперзвезда / Jesus Christ Superstar (1973)
Полнометражный фильм (премия «Давид ди Донателло», номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Иисус Христос – «суперзвезда» / «Иисус Христос-суперзвезда» (варианты написания перевода названия).
США.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Норман Джуисон.
Авторы сценария Мелвин Брэгг, Норман Джуисон по книге Тима Райса.
Композитор Эндрю Ллойд Уэббер, автор текстов Тим Райс (номинация Андре Превина, Герберта У. Спенсера, Эндрю Ллойда Уэббера на «Оскар» за лучшую оригинальную песню и/или адаптацию).
Оператор Дуглас Слокомб.
Жанр: драма, исторический фильм, мюзикл
Краткое содержание
Первосвященник Иудеи Каиафа (Боб Бингем) всерьёз обеспокоен растущей популярностью Иисуса Христа (Тед Нили, две номинации на «Золотой глобус»), проповедующего людям странные, смущающие умы идеи. Он не без оснований полагает, что появление так называемого Царя Иудейского вызовет недовольство Римской империи, интересы которой ревностно блюдёт префект Понтий Пилат (Брайан Деннен). А между тем и в рядах верных учеников Иисуса нет былого единства. Сильнее прочих обуревают сомнения Иуду (Карл Андерсон, две номинации на «Золотой глобус»)…
Также в ролях: Ивонн Эллиман (Мария Магдалена, номинация на «Золотой глобус»), Ларри Маршалл (Симон Кананит), Джош Мостел (Ирод), Курт Ягджян (Анна), Филип Тобус (Пётр), Пи Дуглас (апостол), Роберт ЛуПон (апостол), Джонатан Уинн (апостол), Томми Уэлш (апостол), Ричард Молинар (апостол), Джефф Хислоп (апостол), Салли Нил (женщина).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.06.2017
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
История с отменой в 2016-м году постановки «Иисуса Христа – суперзвезды» на сцене Омского государственного музыкального театра, конечно, тёмная. По одной версии последовал запрет из-за протестов местных православных активистов, якобы поддержанных чиновниками областного Минкульта, по другой – всё объясняется банальными коммерческими соображениями. Но в любом случае это, так сказать, ЧП районного масштаба не идёт ни в какое сравнение со скандалом, разгоревшимся в 1997-м по поводу телевизионной трансляции «Последнего искушения Христа» /1988/. Отечественная премьера рок-оперы состоялась ещё в 1989-м во дворце культуры «Авиатор» Рыбинска, и с тех пор детище Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса демонстрировалось в разных городах России. А показ (тем же самым телеканалом, НТВ) осуществлённой Норманом Джуисоном экранизации прошёл спокойно, и, скажем, публицист Юрий Мухин резонно указал на отсутствие возражений со стороны РПЦ против фильма, в котором «американцы заставили Христа петь и плясать, сотворив из него хиппака из Майами-Бич». Мало того, Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, публично выступил в защиту авторов, как художников, «вдохновляющихся евангельскими сюжетами в своих произведениях»…
Описанное выше, конечно, свидетельствует о по-прежнему сохраняющейся актуальности замысла. Однако в первую очередь «Иисус Христос – суперзвезда», сделанный достоянием широких масс благодаря не столько Бродвею (где, начиная с 12-го октября 1971-го, прошло 711 представлений), сколько кинематографу1, интересен именно в историческом контексте. Джуисон, накануне добившийся огромного успеха блестящим (к слову, лишённым явных анахронизмов) мюзиклом «Скрипач на крыше» /1971/, исчерпывающе передал дух времени. Киноверсия выходит за сугубо жанровые рамки – при всём колоссальном влиянии, оказанном на развитие музыкального видео, находившегося тогда в зачаточном состоянии. Введя вступительные кадры с исполнителями, прибывающими на автобусе, достающими с крыши костюмы и реквизит, Норман и Мелвин Брэгг словно стремились подчеркнуть: речь идёт об особого рода хеппенинге. Дальше – больше. Римские легионеры вооружены – наряду с копьями – пистолетами-пулемётами, причём не только мгновенно узнаваемыми немецкими MP40, но и израильскими Узи, а в самый напряжённый момент Иуде является страшное видение – пять танков Шот (модификаций британских Центурионов), грозно надвигающихся с холма. В трактовке Карла Андерсона темнокожий последователь Иисуса, продавший учителя, оказывается единомышленником афро-американских радикалов, невольно «предавших» те протестные движения (антимилитаристские, за права национальных меньшинств и т.д.), из которых вышли. Ирод подозрительно напоминает преуспевающего дельца (сутенёра? барыгу? наркобарона?), окружённого представителями и представительницами богемы в вычурных, вызывающих нарядах, а Понтий Пилат олицетворяет, разумеется, официальную власть. Любопытно и то, что Филип Тобус, сыгравший роль апостола Петра, вскоре стал идолом… порноиндустрии. Как тут не проникнуться симпатиями к чаяниям хиппующей молодёжи, с энтузиазмом откликнувшейся на практически христианские («Всё, что тебе нужно, – это любовь»2), притом очищенные от последующих клерикальных и буржуазных напластований, лозунги?! Однако основная мысль рок-оперы проговаривается под занавес, когда ученик-ренегат в окружении ангелов обращается к распятому Иисусу с вопросом, почему для прихода в мир были выбраны такие неподходящие место и время? То ли дело современность с её массовой коммуникацией, которая бы точно сделала Его «суперзвездой»… Однако нам, наученным горьким опытом, не нужно пояснять, что у информационной революции есть и оборотная сторона – и что давно отработанные технологии сотворения кумиров на потребу толпе, уж конечно, не нуждаются в подлинных мессиях, поскольку прекрасно обходятся паяцами и лжепророками.
.
__________
1 – С результатом $13,1 млн. прокатной платы (при кассовых сборах в $24,47 млн.) лента попала в число двадцати коммерческих лидеров сезона.
2 – Между прочим, не интервью ли, взятое у Джона Леннона, где музыкант заявил, что The Beatles популярнее Христа, натолкнуло Райса и Уэббера на соответствующую идею?
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Арам Хачатурян: музыка – это дело сердца // Ровесник. – 1977, № 8. – С. 9-11.
Кудрявцев С. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 11. – С. 29.
Иисус Христос – суперзвезда // На экране Америке. – М.: Прогресс, 1978. – С. 112-117.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий