Иисус из Монреаля / Jésus de Montréal (1989)
Полнометражный фильм (приз жюри и приз экуменического жюри Каннского МКФ, номинации на «Оскар», «Золотой глобус»).
Другие названия: «Иисус из Монреаля» / «Jesus of Montreal» (международное англоязычное название).
Канада, Франция.
Продолжительность 118 минут.
Режиссёр Дени Аркан.
Автор сценария Дени Аркан.
Композиторы Жан-Мари Бенуа, Франсуа Домпьер, Ив Лаферьер.
Операторы Франсуа Обри, Ги Дюфо.
Жанр: драма, мелодрама
Краткое содержание
Святой отец Леклерк (Жиль Пеллетье) от лица Римско-католической церкви делает предложение Даниэлю Куломбу (Лотер Блюто) воплотить образ Иисуса Христа в постановке по пьесе, написанной по мотивам Нового Завета. Театрализованное представление должно проходить в тесном взаимодействии со зрителями. Актёр берётся за реализацию замысла и быстро собирает команду единомышленников, но… не слишком ли большой энтузиазм при этом проявляет?
Также в ролях: Катрин Уилкенинг (Мирей), Жоанн-Мари Трамбле (Констанция), Реми Жирар (Мартин), Робер Лепаж (Рене), Ив Жак (Ричард Кардинал), Борис Бергман (Иржи Стрелицкий), Мари-Кристин Барро (мадам Фамез), Джудит Магр (знаменитая дама), Клод Левейе (профессор теологии), Жан Маршан (научный популяризатор), Дени Аркан (судья, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 09.10.2024
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Остаётся лишь поразиться терпимости экуменического жюри, представляющего на Каннском МКФ интересы Ватикана, которое отметило наградой «Иисуса из Монреаля», а не, допустим, «Франциска» /1989/ итальянки Лилианы Кавани. Мало того, картина не осталась без приза и в основном конкурсе – не иначе как по настоянию Вима Вендерса и Петера Хандке, накануне познавших триумф благодаря шедевру «Небо над Берлином» /1987/. Правда, Дени Аркан принципиально обошёлся без мистической подоплёки (грубо говоря, без показа ангелов), приложив неимоверные усилия, чтобы обнаружить приметы чуда в гуще повседневной жизни. Пикантность ситуации придаёт тот факт, что режиссёр-сценарист является убеждённым атеистом – и в общем-то не сдерживает себя в антиклерикальных выпадах. Леклерк близко не производит впечатления святого – напротив, с готовностью признаёт за собой даже не слабоволие, а полную утрату веры. Пойманный на неблаговидном поступке, он честно говорит Даниэлю, что не покидает опостылевшую церковную службу исключительно по прагматическим мотивам, опасаясь остаться на старости лет без крова и средств к существованию. И тут вдруг – потрясающие метаморфозы с обычным артистом…
Триумф «Заката американской империи» /1986/ не прошёл даром, дав кинематографисту возможность реализовать новый замысел без суеты и с определённым размахом. Не беда, что кассовые сборы, оцениваемые в сумму порядка CAD3 млн., не позволили компенсировать производственный бюджет ($4,2 млн.). «Иисус из Монреаля» почти сразу был признан классикой – и неизменно значится среди наивысших достижений канадской кинематографии1. Там, где другой, менее талантливый художник неизбежно скатился бы в пошлость или в дешёвый эпатаж, Аркан сохраняет деликатность, уважение к чужому религиозному чувству и одновременно – верность научной (то есть, как ни крути, материалистической) картине мира. Актёры во главе с Куломбом не видят ничего зазорного в том, чтобы дополнить тексты Священного Писания сведениями, полученными в ходе археологических изысканий, а Рене, играющий апостола, органично вводит монолог шекспировского Гамлета. Это действительно позволяет углубить посыл Страстей Христовых и найти отклик в сердцах зрителей – отклик тем более горячий, чем искреннее (вплоть до фанатичности) человек верит. Да и сам спектакль представляет собой впечатляющее зрелище, заставляет почти физически ощутить страдания распятого на кресте Спасителя, избавляемого римским легионером от мук ударом копья. Другое дело, что высокое начальство святого отца вряд ли позволит вольное обращение с первоисточником…
Отношение к «Иисусу из Монреаля» со стороны официальных католических кругов де-факто как раз послужило проверкой церкви на толерантность – вне зависимости от намерений Дени. А ведь фильм проще всего было объявить богохульством или по меньшей мере – насмешкой над христианскими святынями. Пусть насмешкой тонкой (не в пример выпаду Пьера Паоло Пазолини в киноновелле «Овечий сыр» из альманаха «РоГоПаГ» /1963/), явственно отдающей постмодернистским душком. Ведь авторы последовательно (чтобы не сказать «навязчиво») выстраивают параллели между судьбой исполнителя и участью Того, чью роль он согласился сыграть. Реконструируются не только отдельные эпизоды (вроде изгнания из храма торгующих и меновщиков) – не обходится даже без «воскрешения», поскольку Даниэль продолжает «жить» в телах тех, кому были трансплантированы внутренние органы безвременно почившего лицедея. Вместе с тем Аркан, не без умысла отметившийся в облачении судьи, выносящего строгий приговор, в общем-то не даёт повода усомниться в своей искренности. Автор, как ни парадоксально, не отказывает в праве любому вознестись к высотам духа – в меру собственного понимания и отпущенного небом потенциала. Искусство одаривает служителей муз прямо пропорционально отдаче. Грубо выражаясь, наивно надеяться остаться в вечности, озвучивая порнофильмы, с другой же стороны – Куломб раскрывается великим артистом именно потому, что сумел основательно вжиться в образ. Если Нине Заречной отождествление с чайкой далось дорогой ценой – ценой безумия (во всяком случае Антон Павлович Чехов оставляет возможность для такой интерпретации), то Даниэля, дерзнувшего предстать Сыном человеческим, ждёт расплата ещё суровее. Или же это не расплата, а высшая награда?.. К тому же, быстро формируется круг последователей (учеников, адептов) «куломбианства», гарантирующий: выстраданные идеи не сгинут в небытие. Дени продолжит неспешно и вдумчиво изучать борьбу идей в современном западном мире (в «американской империи»), закат которого предвидел с потрясающей прозорливостью.
.
__________
1 – В том числе в небезызвестных опросах, проводимых раз в десять лет под эгидой международного кинофестиваля в Торонто.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий