Имя розы / Il nome della rosa / Der Name der Rose / Le nom de la rose (1986)
Дёмин В. Имя веры: Вера // Спутник кинозрителя. – 1990, № 5. – С. 13.
Перед нами – чрезвычайно сильная и самобытная картина по части искусства, может быть, лучшее, что посылает нам месяц май. Вопрос о том, что есть истинная вера, в этом фильме оборачивается многими другими понятиями: что есть истина, что есть праведная жизнь, что есть человеческое призвание?
ИМЯ ВЕРЫ: ВЕРА
ИМЯ РОЗЫ. ФРГ, Италия, Франция, цветной
По одноименному роману Умберто Эко. Авторы сценария – Эндрю Биркин, Жерар Браш, Говард Франклин, Ален Годар. Режиссер – Жан-Жак Анно Оператор – Тонино Делли Колли. В ролях: Шон Коннери, Кристиан Слейтер, Ф. Мюррей Абрахам, Уильям Хики, Федор Шаляпин (младший).
Есть у неистощимого парадоксалиста Честертона такой любопытный нюанс: отец Браун разоблачил важного преступника, переодетого в сутану. Тот стал превозносить все-благость Господа. Просто так, к слову. А среди настоящих священнослужителей такого не водится. Скорее они мимолетно посетуют, что не все в этом мире благополучно. Профессионалы душевной терапии, они скорее покуражатся этаким циничным вздохом всеведа, нежели спрячутся за слюнявые словеса, достойные разве новичка.
Вопрос о том, что есть истинная вера, в этом фильме оборачивается многими другими понятиями: что есть истина, что есть праведная жизнь, что есть человеческое призвание? Для фанатика, многозначительно сверкающего бельмами, самое достойное – раболепствовать перед Господом, не позволяя себе ни смешка, никакой посторонней мысли. А поскольку человеческая природа упряма, то ее следует развенчать, как дезертира, и держать вечно под угрозой телесной расправы. Это фюрер от христианства, конструктор очередного небесного рейха, не пугают его убийства и самоубийства… Что-то есть в нем от всеобщей слепоты всех идеологий, претендующих видеть идеал в принижении, унижении человека во имя утопической догмы.
Перед нами – чрезвычайно сильная и самобытная картина, по части искусства, может быть, лучшее, что посылает нам месяц май. В основе ее прекрасная, полуэкспериментальная проза. И хотя экран не способен впрямую передать широкое движение философской мысли, картина – при сдвиге сюжета в детективную область – несет в себе широкое и вольное дыхание эпоса, сочность диковинных, полукарикатурных лиц, вереницу развернутых, многозначных аллегорий. Блистательно мастерство оператора, запечатлевшего пейзаж под первым снегом, между осенью и зимой, мир между грядущим просвещением и еще цепким, дикарским средневековьем, человеческий коллектив в метаниях от грешного самовольства к преступлениям из благочестия.
Спор идет, как ни странно, о близких нам сегодня «общечеловеческих ценностях». Убрать ли с позиций идеи всех еретиков, все их сочинения, или мудрость всегда есть мудрость, даже изложенная нехристем? Шон Коннери, первоклассный артист, несмотря на вереницу вылепленных им агентов «007», в роли брата Вильгельма приносит на экран всю иронию и доброту истинного человекознания, безошибочное понимание людских слабостей и твердую веру в того же человека, в созидательные силы его разума, поднимающего индивида к высотам Бытия.
Не сказать ли в заключении, что это просто очень хороший фильм, что никакими аргументами, строго говоря, недоказуемо?
13
Добавить комментарий