Индиана Джонс и последний крестовый поход / Indiana Jones and the Last Crusade (1989)
Ненашева Ольга. Этот фантастический мир // Экран – детям. – 1990, № 05. – С. 13.
ЭТОТ ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР
МАГ И ВОЛШЕБНИК ПО ИМЕНИ СПИЛБЕРГ
У этого человека обаятельное лицо – лукавые глаза и насмешливая улыбка Зовут его Стивен Спилберг. Часто в прессе его называют корифеем заокеанского кинобизнеса – хотя корифею всего 42 года от роду. А еще Спилберг – едва ли не самый «кассовый» режиссер в истории кино. Настолько кассовый, что мы до сих пор не в силах купить для проката ни один его фильм («Инопланетянин», к примеру, и теперь стоит целый миллион).
Он начал рано (можно только позавидовать), в 23 года поставив телефильм «Дуэль», сразу же принесший ему известность – и в придирчивой, интеллектуальной Европе тоже. Каждая следующая работа делала его все более знаменитым и богатым. Видимо, успех настолько органично сжился с режиссером, что не отнял у него самокритичности. Спилберг публично признает: «Некоторые из моих ранних картин лучше некоторых последних фильмов».
Спилберг, правда, позволяет себе иногда пококетничать, заявляя, что успех какой-нибудь из его картин превзошел все его ожидания. Ну а потом, позабыв сказанное, признается: «Кино ведь снимаешь ради того, чтобы в определенный момент зрительный зал встал и завопил от восторга, причем именно тогда, когда ты это задумал». И встают! И вопят! Или роняют тихие слезы умиления, расставаясь с трогательным уродцем И. ТИ.
Тем счастливчикам, кто могли видеть хотя бы некоторые его ленты – «Челюсти», «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянин» («И. ТИ».) или сериал о неустрашимом Индиане Джонсе, очевидно, что все они буквально «запрограммированы» на зрителя. Творец волшебной киносказки XX века, Спилберг делает классические «семейные» ленты: с равным удовольствием у экранов усаживаются и бабушки, и внуки, и даже солидные отцы семейства.
В чем же секрет его успеха?
Ну, во-первых, знаменитый режиссер при всей его киноискушенности сумел остаться непосредственным зрителем и в этом полностью полагается на свой вкус: «Я всегда снимал такие фильмы, которые мне самому как зрителю было бы интересно смотреть». Вот и делал картины динамичные, остросюжетные и зрелищные, на все 100 процентов (а то и с опережением плана) используя фантастические изобразительные возможности современного кинематографа.
Однако, рассказывая совершенно необычайные истории о прибытии на нашу Землю долгожданных инопланетян, Спилберг не забывал и о нас с вами, о наших добрых мечтах и надеждах.
Его космические пришельцы не пугают и не уничтожают все вокруг, а стремятся установить дружеский контакт с детьми. Таким взаимопониманием, мы-то с вами знаем, не всегда могут похвастаться старшие и младшие в простых, «земных» семьях.
Есть еще одно качество, без которого в наше время, пожалуй, нечего рассчитывать на массовый успех – это чувство юмора.
Мне кажется, с изрядной долей его сделаны все фильмы Спилберга. (Хотя непосредственно в жанре комедийной фантасмагории им был создан только «1941» – самая непризнанная его лента.) И вот в прошлом году Стивен Спилберг устроил целую бурю юмора в картине «Индиана Джонс и последний крестовый поход» – третьей части знаменитого сериала, задуманного и воплощенного им вместе со своим другом Джорджем Лукасом, не менее знаменитым (хотя бы по «Звездным воинам») режиссером и продюсером. Третий, самопародийный фильм где легендарного Индиану и его эксцентричного папашу играют знаменитые Харрисон Форд и Шон Коннери, не уступает в популярности предыдущим – «Искатели потерянного ковчега» и Индиана Джонс и проклятый храм».
Недавно в одном интервью Стивен Спилберг пророчески сказал, что намерен вернуться к «истокам любого великого повествования – к человеческой душе, к ее страданиям и радостям» В западной прессе вскоре последовало сообщение, что Спилберг готовится переснять фильм «Парень по имени Джо», поставленный в 1943 году Виктором Флемингом, – фильм о военном летчике, сбитом в воздушном бою и ставшем после этого ангелом хранителем» молодого пилота
Похоже, он и впрямь решил вернуться назад – в старое доброе прошлое…
Ольга Ненашева
13
Добавить комментарий