Инопланетянин / E.T. the Extra-Terrestrial (1982)
Другие названия: «И.Ти. Инопланетянин» / «И. Инопланетянин» / «Е. Т. Внеземной» (варианты перевода названия), «Инопланетянин: 20 годовщина» / «E.T. the Extra-Terrestrial: The 20th Anniversary» (название фильма при повторной премьере).
США.
Продолжительность 115 минут.
Режиссёр Стивен Спилберг.
Автор сценария Мелисса Мэтисон.
Композитор Джон Уильямс.
Оператор Аллен Давио.
Жанр: приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия, научная фантастика
Краткое содержание
Десятилетний Эллиот (Генри Томас), воспитываемый — вместе с шестнадцатилетним братом Майклом (Роберт МакНотон) и пятилетней сестрёнкой Герти (Дрю Бэрримор) — мамой Мэри (Ди Уоллес), без отца, случайно находит в окрестностях дома странное существо. Поборов вполне естественное чувство страха, мальчик укрывает забавного пришельца в своей комнате и постепенно проникается к нему симпатией, вскоре осознав, что И.Ти. прибыл из космоса и мечтает вернуться домой.
Также в ролях: Питер Койоти (Кейз), К.К. Мартел (Грег), Шон Фрай (Стив), К. Томас Хауэлл (Тайлер, в титрах как Tom Howell), Эрика Элиньяк (симпатичная девочка), Дэвид М. О’Делл (школьник), Ричард Свинглер (учитель), в эпизоде Дебра Уингер (медсестра, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.01.2014
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Каждый новый коммерческий триумф Стивена Спилберга способствовал распространению в Голливуде очередной волны слухов о нём как о волшебнике или даже – как о представителе высшего разума. Дело не только в том, что «Инопланетянин» пользовался ошеломительным спросом у публики почти во всех уголках планеты1, в свете чего придуманный к повторному выпуску, осуществлённому в 1985-м, громкий слоган («История, которая растрогала мир!») не кажется бахвальством. Рекорд по кассовым сборам, оцениваемым в $792,9 млн. (из них $435,11 млн. пришлось на североамериканский прокат), который смог побить лишь сам мастер спустя одиннадцать лет, разумеется, красноречив, но гораздо важнее урок, молниеносно извлечённый киноиндустрией. Если «Челюсти» /1975/ на десятилетия вперёд задали политику летних блокбастеров, применённую и в отношении самой постановки Спилберга2, обошедшейся в солидную ($10,5 млн.), но всё же – отнюдь не запредельную сумму, то «Инопланетянин» открыл мощный побочный источник доходов. Использование (после отказа от сотрудничества пищевых гигантов Mars и Milk Duds) конфеток Reese’s Pieces, послуживших для пришельца лакомством, позволило компании Hershey увеличить сбыт этих сладких разноцветных подушечек на 65%, что стало первым официальным случаем product placement. Таким образом, именно Стивена можно считать одним из основоположников кинобизнеса в его современном понимании. Кинобизнеса, в котором выручка кинотеатров от продажи попкорна и прохладительных напитков подчас превышает поступления в билетные кассы, затраты на раскрутку фильмов соизмеримы (но могут и перекрывать в десятки раз!) с производственным бюджетом, а вознаграждение за скрытую рекламу и реализация сопутствующей сувенирной продукции куда значимее для студий, чем прокатная плата. Кинобизнеса, которому спешат предъявить обвинения в предательстве киноискусства и вынести смертный приговор, забывая, что и в данной конструкции кинопроизведение как таковое (пусть отвечающее иным стандартам) по-прежнему остаётся в центре. Печальная ирония судьбы проявилась в том, что первыми жертвами новатора стали Ридли Скотт и Джон Карпентер, чьи блистательные, тоже научно-фантастические картины (соответственно «Бегущий по лезвию» и «Нечто») не оправдали надежд продюсеров именно в свете конкуренции с «Инопланетянином» – зато вскоре по праву стали классикой жанра.
Любопытно, что Сатьяджит Рай обвинил Стивена Спилберга в плагиате из своего сценария «Чужой» (The Alien), написанного в 1967-м году и, несмотря на интерес руководства Columbia Pictures и «звёзд» Марлона Брандо и Питера Селлерса, так и не реализованного на «фабрике грёз». Само созвучие – неважно, умышленное или непроизвольное – историй, придуманной выдающимся индийским режиссёром и заказанной его заокеанским коллегой (в момент простоя на съёмках «Индианы Джонса: В поисках утраченного ковчега» /1981/) сценаристке Мелиссе Мэтисон3, косвенно свидетельствует о том, что оба кинематографиста опирались на неисчерпаемый пласт того гуманистического наследия, что только и способно сблизить носителей разных культур. Мотив, осторожно прозвучавший ещё в «Тесных контактах третьей степени» /1977/, на сей раз становится доминирующим, причём в драматичной ситуации, как если бы Рой Нири (Ричард Дрейфус) не оказался любящим мужем и отцом, а вместо того, чтобы одержимо разыскивать пришельцев, – уехал с любовницей в Мексику. Авторы смело выходят за границы классификации, предложенной Дж. Алленом Хайнеком явно в расчёте на взрослых людей, раскрывая самый удивительный и глубокий вид контакта, доступный лишь детскому сознанию. Мэри, погружённая в личные проблемы, буквально не видит, невзирая на возгласы дочки, забавное существо, вразвалку разгуливающее по кухне или притворяющееся плюшевой игрушкой. Явление же команды исследователей и агентов спецслужб, облачённых в огромные защитные костюмы и скафандры, само по себе способно напомнить насильственное вторжение инопланетян, если и не враждебно настроенных, то – не способных понять, что своими действиями несут смерть и разрушение. В то время как мудрый правительственный агент Кейз не только признается мальчику, что сам с 10 лет мечтал увидеть пришельца, но и искренне отмечает, что тот действовал безупречно: «Повезло ему с тобой!» Начиная с такой тонкой детали (подмеченной кинокритиком Сергеем Кудрявцевым), как сродство имени EllioT с аббревиатурой E.T., стараниями юных землян приставшей к гостю из космоса, Спилберг подчёркивает это настойчиво и всесторонне. Уже в забавной сцене, когда И.Ти., оставшись дома один, пробует пиво и торопливо переключает телеканалы, а его друг ведёт себя на уроке биологии в школе, точно пьяный, повторяя экранные подвиги – спасая бедных лягушек и залихватски целуя девочку, можно догадаться об их внутренней, душевной, телепатической связи. Впоследствии этот факт подтверждается уже объективно – наблюдениями учёных и врачей, с изумлением отмечающих синхронность волновой активности у столь непохожих пациентов…
В «Инопланетянине» пытались найти религиозные, в том числе христианские, мотивы, проводили параллели с классическими сказками – вроде читаемого мамой Герти перед сном «Питера Пэна» и «Волшебника из страны Оз», также повествовавшими о полётах наяву (вспомним знаменитый кадр, послуживший основой для эмблемы кинокомпании Amblin Entertainment) и в воображении. А ироническая цитата из «Звёздных войн» /1977/, когда И.Ти. принимает за сородича участника маскарада, переодетого в Йоду, открывает возможность для широкой постмодернистской интерпретации событий, происходящих как бы параллельно в двух мирах: в физическом пространстве и в сфере общечеловеческой (единой для всех гуманоидов?) культуры, если угодно – в ноосфере, в платоновском царстве идей. Однако среди множества высказываний о фильме как-то не доводилось читать о, вероятно, самом важном, скрытом в подтексте аспекте авторского послания. Речь идёт не о встрече ребёнка с инопланетянином, но, рискну предположить, о контакте двух детей в огромной Вселенной. И в данном смысле признание Эллиотом И.Ти. высшим разумом приобретает новый оттенок, а сотворение пришельца – поневоле видится одним из подлинных чудес кинематографа.
.
__________
1 – К сожалению, переговоры о закупке ленты в СССР не увенчались успехом, но на отечественные экраны были выпущены «Человек со звезды», «Полёт навигатора» и «Короткое замыкание», по-разному продолжающие спилберговскую линию.
2 – Национальная премьера состоялась 11-го июня, а ранее картина была показана в рамках Каннского МКФ, где, по воспоминаниям, вызвала бурную овацию рафинированной публики.
3 – Она, вероятно, опиралась и на опыт сочинения трогательного «Чёрного жеребца» /1979/, о дружбе мальчика и коня.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Атлантов Ал. «Ити» – и как он пришёл в мир // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 3. – С. 10-11.
Мартин Гэвин. Стивен Спилберг, который не признаёт слова «нет» // Ровесник. – 1993, № 11. – С. 29.
Что говорят… Что пишут… // Ровесник. – 1987, № 12. – С. 20.
Винницкий А. Ст. Спилберг – творец мечты // Новости видео. – 1991, № 1 (8). – С. 3.
Бессмертный А., Эшпай В. О будущем, которое уже наступило // Видео Дайджест. – 1990, № 04. – С. 37-41.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Капралов Георгий. Сказочник XX века // Фантакрим MEGA. – 1991, № 5. – С. 68-70.
Ревич Всеволод. Клокочущая пустота. Или почему у нас нет кинофантастики? // Фантакрим MEGA. – 1991, № 4. – С. 66-69.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.
Плахов Андрей. Человек в многолюдном мире // Ровесник. – 1983, № 07. – С. 22-24.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий