Интердевочка / Interdevochka / Interdevočka (1989)

Владимир Кунин. «Я устал от интердевочек, «Огонька» – буду писать сказки…» // Экран. – 1992, № 3. – С. 7.

прямая речь

Владимир КУНИН: «Я УСТАЛ ОТ ИНТЕРДЕВОЧЕК, «ОГОНЬКА» – БУДУ ПИСАТЬ СКАЗКИ…»

У нас в гостях – драматург Владимир Кунин. По его сценариям снято около тридцати картин, в том числе знаменитая «Интердевочка». Как относится мэтр к своим фильмам?

– Режиссеры, которые мне попадались, чаще всего делали из моих сценариев посредственные фильмы. Причем многие из них стали потом действительно неплохими режиссерами, но они начинали с меня, я был для них как бы плацдармом для упражнений. Поэтому из всех своих картин хорошо отношусь только к пяти. Меня убедили, что «Хроника пикирующего бомбардировщика» – хороший фильм, хотя сам я относился к нему спокойно. Потом была приличная картина режиссера Анатолия Бобровского «Трое на шоссе», хотя сценарий валялся у меня шесть лет – считалось, что бандиты и жулики в лице водителей дальних рейсов не достойны быть героями. Сценарий переделывался, переименовывался, из него вытравлялось все живое, и тем не менее картина не потеряла актуальности по сей день, хотя снята почти десять лет назад. Был хороший, хотя и несколько аморфный фильм «Старшина» режиссера Николая Кошелева. И хорошая, нет, очень хорошая, на мой взгляд, картина – «Ребро Адама», которую снял недавно режиссер Вячеслав Криштофович. Вот, пожалуй, и все.

– Но вы сказали, пять?

– Может, обсчитался, нет пятой хорошей? Приличные были – «Дела сердечные», «Полоса препятствий», но это все на четверку.

– А «Интердевочка»?

– Не называю умышленно – она мне не нравится. Да и прославилась она не за счет сценарного или режиссерского мастерства, а благодаря открытию темы. Я был «первой ласточкой», вот все перья из хвоста и повыдергали. «Правда» обозвала меня «порнорэкетиром», а милицейские генералы, которые сначала разрешили мне познакомиться с материалами спецслужб, накатали потом на меня телегу в ЦК партии: Кунин, дескать, оболгал советскую женщину. И я ни минуты не заблуждался насчет фантастического кассового успеха «Интердевочки»: произошло это из-за нашей духовной бедности, из-за тематической скудости – все просто мчались глазеть в замочную скважину. Когда я писал сценарий, то вовсе we рассчитывал на такой успех; сказать по правде, я взялся-то за это только, чтобы оправдать аванс, полученный на «Мосфильме» совсем по другой заявке.

Вообще я безумно устал от политизации, от лагерей на экране, чернухи. Я даже не могу читать «Огонек», который в последние годы очень полюбил. Весь кинематографический мир возвращается сегодня к мелодраме, к семейным историям и сказкам. Вот и мне хочется чуточку возвыситься над сегодняшними событиями, воспарить над ними и посмотреть как бы сверху. В прошлом я летчик и очень хорошо помню: когда набираешь высоту и смотришь на землю, то вдруг видишь аккуратные квадратики, игрушечные домики, все становится как-то чище, и ты начинаешь любить эту землю, тебе хочется на нее вернуться, хотя ты знаешь, что снова столкнешься с той же грязью. Поэтому после очень реалистической «Интердевочки» я решил, что больше не буду писать никаких реалистических сценариев. Лучше – сказки. Иногда веселые, иногда лирические, но храни меня Бог от трагедии.

– Но и сказки, те же «Чокнутые» или недавно вышедшая ваша новая книга «Ай гоу ту Хайфа!» касаются самых злободневных тем.

– Естественно. Чем хорош был Евгений Иосифович Шварц? Тем, что в его сказках мы всегда угадывали реальность. Как-то один очень модный в то время писатель сказал Шварцу: «Женечка, ну что же вы делаете? Вы же крупный литератор, а пишете все сказки да сказки». На что Шварц ответил писателю, творившему в духе социалистического реализма: «Нет, это вы путаете, это вы пишете сказки». Тогда необходим был эзопов язык, теперь иначе – теперь это язык предположений: что бы могло выйти, если бы… И, конечно, хочется максимально приблизить сказку к реальности, чтобы и для читателей, и для зрителей ситуация была узнаваемой.

– Скажите, а путешествие в Хайфу – ваша фантазия или все-таки реальный случай?

– И то, и другое. Конечно, без счастливого случая не обошлось. Однажды у меня полетела шина, и я приехал ее заклеить к своему другy – шиномонтажнику. «У тебя есть полчаса, – сказал он мне, – есть? Тогда поехали, я тебе кое-что покажу». И привез меня в ленинградский яхт-клуб. Здесь на стапелях стояла яхта. Кстати, все параметры я дал подлинные, только называлась она не «Опричник», как у меня, а «Ушкуйник». Они с другом собрались «свалить» в Израиль, а поскольку приятель мой отсидел, то к уголовному кодексу он относился очень уважительно. И вот они купили эту яхту, собираясь ее отреставрировать и продать по приплытии. В Израиле она действительно стоит бешеных денег. Я влез на это чудовище, и, когда глянул вниз, меня вдруг осенило. «Илюха, – сказал я, – это же грандиозное кино можно сделать».

– А кстати, не претендует ли она на вакантное пятое место?

– Разве что сценарий – фильма-то пока нет. Книга, по-моему, удалась, и сценарий написан. Я отдал его на «Фору-фильм» Андрею Разумовскому. Теперь будут искать режиссера, но сначала надо найти денег – своими тут не обойтись. Конечно, хочется, чтобы фильм вышел хороший, я же с самого начала писал повесть для кино, она так и называется – «Сказка для кино и отъезжающих». Ну а что получится, посмотрим.

Записал Олег ГОРЯЧЕВ

7

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+