Интерстеллар / Interstellar (2014)

Интерстеллар / Interstellar (2014): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Межзвёздный» / «Межзвёздная» (вариант перевода названия) / «Interstellaire» (Канада), «Письмо Флоры» / «Flora’s Letter» (США: фальшивое рабочее название), «Неозаглавленный проект Стивена Спилберга» / «Untitled Steven Spielberg Space Project» (США: рабочее название).

США, Великобритания, Канада.

Продолжительность 169 минут.

Режиссёр Кристофер Нолан.

Авторы сценария Джонатан Нолан, Кристофер Нолан.

Композитор Ганс Циммер (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Оператор Хойте Ван Хойтема.

Премию «Оскар» получили: Пол Дж. Франклин, Эндрю Локли, Иэн Хантер, Скотт Р. Фишер (визуальные эффекты).

На «Оскар» номинировались: Гэри Риццо, Грегг Лэндэкер, Марк Уэйнгартен (сведение звука); Ричард Кинг (звуковой монтаж); Натан Кроули (художник-постановщик) и Гэри Феттис (декорации).

Жанр: приключенческий фильм, научная фантастика

Краткое содержание
Джозеф Купер (Мэттью МакКонахи), в прошлом пилот, в настоящее время трудится фермером, вместе с отцом покойной жены Лоис (Ли Кэйрнс) по имени Дональд (Джон Литгоу) воспитывая пятнадцатилетнего сына Тома (Тимоти Чаламет) и десятилетнюю дочь Мерфи (Маккензи Фой). В комнате девочки начинают происходить странные явления, наводящие на мысли о призраках и полтергейсте. Джозефу удаётся разгадать послание, которое выводит его на сверхсекретную базу НАСА. Доктор Джон Брэнд (Майкл Кейн) сообщает, что из-за неумолимо повышающегося содержания азота в атмосфере Земля находится на грани экологической катастрофы, и единственный шанс человечества на спасение — найти новую пригодную для жизни планету. Куперу предлагают стать членом экипажа космического корабля, миссия которого — проверить данные, полученные от трёх предыдущих экспедиций.

Также в ролях: Энн Хэтэуэй (доктор Амелия Брэнд), Дэвид Гяси (доктор Николай Ромилли), Уэс Бентли (доктор Дойл), Билл Ирвин (роботы TARS, озв. и управление, и CASE, управление), Джош Стюарт (робот CASE, озв.), Джессика Честейн (Мерфи Купер), Эллен Бёрстин (Мерфи в старости), Кейси Аффлек (Том Купер), Тофер Грейс (Гетти), Дэвид Ойелово (директор школы), Коллетт Вулф (мисс Хэнли, учительница), Уильям Дивэйн (сотрудник НАСА), Элайес Гэйбл (Уильямс), Мэтт Дэймон (доктор Хью Манн), Флора Нолан (девочка в грузовике), Гриффен Фрейзер (мальчик в грузовике).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 26.07.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Интерстеллар / Interstellar (2014): кадр из фильма
Папа с дочкой

Всё-таки не любят члены Академии кинематографических искусств и наук (и наук!) научную фантастику. Кристоферу Нолану оказалось проще добиться признания благодаря кинокомиксу (к слову, действительно ставшему редкостной удачей) «Тёмный рыцарь» /2008/, в то время как за «Интерстеллар1 пришлось довольствоваться несколькими, по сути, второстепенными, по большей части «техническими» номинациями. Постановщики «2001: Космической Одиссеи» /1968/ и «Тесных контактов третьей степени» /1978/ хотя бы выдвигались на соискание премии «Оскар» за лучшую режиссуру!.. Думаю, уже можно говорить о серьёзном вкладе в развитие жанра, внесённом картиной, которая заслуженно оказалась едва ли не самым обсуждаемым кинопроизведением сезона и, без сомнения, займёт место в одном ряду с упомянутыми, ныне классическими фильмами. Это тем более знаменательно, что братья Ноланы, хотя и опирались на предпосылки доктора Кипа Торна (именитый физик значится среди исполнительных продюсеров), не могли избежать влияния идей, столь мощно прозвучавших у Стэнли Кубрика и Стивена Спилберга. И лично я не уверен, что результат впечатлил бы сильнее, если б проект реализовал, как и намеревался, последний из них.

Интерстеллар / Interstellar (2014): кадр из фильма
Новый дом человечества?

Кристофер и Джонатан чутко уловили смену вех, выступив выразителями мнения тех, кто считает космическую эру в её классическом представлении завершённой. Это очень тонкий для понимания момент. Дело даже не в исходной сюжетной предпосылке: трудности с продовольствием в планетарном масштабе привели к тому, что НАСА, саботировавшее мероприятия по истреблению бунтующего голодного населения, оказалось распущено, и теперь в учебниках пишут о программе «Аполлон» как об афере, нацеливавшейся на подрыв экономики СССР. В действительности, как известно, ракеты продолжают регулярно выводить на орбиту спутники, исследовательские станции парят в безвоздушном пространстве, разрабатываются планы по освоению Луны и Марса – да и уникальные навыки Купера в итоге окажутся востребованными. Вот только из освещения соответствующих научно-технических разработок как-то незаметно исчезло – наряду с налётом сенсационности, со стремлением подчеркнуть энтузиазм масс – трудноуловимое чувство, скажем так, устремлённости в бесконечность и вечность. Кубриковская Одиссея (равно как и «Солярис» /1972/, притом что Андрей Тарковский радикально расходился с коллегой из-за океана по ряду позиций) была принципиально незавершённой – открытой пространству и времени, открытой неисчерпаемому множеству смыслов. И установление контакта с представителями инопланетной цивилизации у Спилберга одаривало захватывающими дух перспективами… «Интерстеллар» – о прямо противоположном. Земля-матушка недвусмысленно даёт понять человечеству, что основательно разочаровалась в своих «детях», нацелившихся на ничем не сдерживаемое потребление и готовых в этом безумии полностью израсходовать природные ресурсы и уничтожить всё живое, включая себе подобных. И даже отказ от гонки вооружений с переключением на решение насущных проблем (выращивание сельскохозяйственных культур) уже не является средством, скажем так, вернуть подорванное доверие. Отметим и с грустью переосмысливаемые мотивы истории Супермена, непобедимого Человека из стали (усопшую жену Джозефа звали Лоис!), прибывшего с далёкого Криптона и выросшего в семье простого фермера из Канзаса. И это – только начало.

Интерстеллар / Interstellar (2014): кадр из фильма
Надежда ещё теплится

Что же Купер, Амелия и другие обнаруживают, устремившись в космические дали, в том числе – получив благодаря пространственно-временному тоннелю возможность преодолевать гигантские расстояния? Первая из намеченных планет встречает гостей девятым валом и попутно отнимает драгоценные годы жизни, на второй – ожидает учёный-фальсификатор, на фоне человеческих, слишком человеческих страхов которого происки бортового компьютера HAL 9000 покажутся плоскими шутками парочки бывших военных роботов с запрограммированным чувством юмора. Преодоление же последней границы – отчаянно смелое проникновение в чёрную дыру, прежде казавшуюся идеальным символом трансцендентности (то есть всего, что недоступно опытному познанию), на поверку оборачивается… дорогой домой. Решение кинодраматургов, придумавших замечательный, отдающий парадоксальностью поворот фабулы, поражает – но и подводит к грустным выводам. Факты указывают на то, что нет ничего и никого, кроме самого человека, не связанного неразрывными узами со Вселенной, не являющегося потенциальным братом по разуму неведомым существам (в данном отношении не помогает и попадание внутрь тессеракта, знаменующее овладение четвёртым измерением!) – озабоченного лишь собственным выживанием и направляющего самого себя. Талант Нолана вызывает восхищение, изобразительное решение и, допустим, органичное введение музыки не уступят кубриковским изыскам, специальные эффекты (например, собранные из блоков верные электронные помощники астронавтов, снабжённые искусственным интеллектом) применены с выдумкой. Наконец, развязка исполнена искреннего оптимизма, даруя надежду (наряду с появлением продолжений, весьма вероятным, если учесть коммерческий успех2) не только на спасение вида Homo sapiens, но и на встречу «Купа» с мисс Брэнд, самоотверженно трудящейся на планете Эдмундс. Однако сеанс всё равно оставляет в чуть печальном расположении духа, побуждая задуматься, как точно авторы (быть может, и не ставя такой художественной задачи осознанно) отразили утрату – пока, к счастью, не окончательную – современными людьми высокого космического чувства.

.

__________
1 – Вообще-то из контекста понятно, что подразумевается «межзвёздная экспедиция» или «межзвёздное путешествие».
2 – При бюджете $165 млн. общемировые кассовые сборы $672,7 млн.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+