ИП 5: остров толстокожих / IP5: L’île aux pachydermes (1992)

Гуськов Игорь. Зелёная рапсодия // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 15. – С. 8-9.

ЗЕЛЕНАЯ РАПСОДИЯ

ИП5 (IP5 – LileAUXPACHYDERMES)

Франция, 1991, 120 мин. Реж. Жан-Жак Бенекс. В ролях: Ив Монтан, Оливье Мартинес, Секку Салль.

Не заладились дела у режиссера Жан-Жака Бенекса со своей родимой французской критикой. Так уж случилось, что в 1983 году его фильм «Луна в сточной канаве» (один из самых эстетских и претенциозных из снятых в 80-е годы во Франции), с участием звезд Жерара Депардье и Настасьи Кински, нетерпеливо ожидаемый, с треском провалился в Канне. Свист публики и весьма прохладный прием критики – вот чего удостоилась эта лента после конкурсной премьеры.

Дурное склонно повторяться. Шумная кампания разного рода домыслов и обвинений в прессе предшествовала появлению в прокате во Франции в середине прошедшего года последнего фильма Бенекса «IР5». Дело в том, что практически на последнем дубле, при завершении съемок картины скончался великий Ив Монтан. Но даже не этот факт сам по себе подогревал страсти: поговаривали, что именно Бенекс накликал беду, доверив сложнейшую возрастную роль немолодому уже Монтану, герой которого в довершение всего умирает от сердечной недостаточности…

По поводу названия тоже были разные мнения. Но, по-моему, с этим проще. Различными аббревиатурами, анаграммами, сокращениями имеют привычку подписывать свои, в буквальном смысле слова, нетленки уличные художники, расписывая из баллончиков-пульверизаторов стены домов и заборы.

А именно таковым и является Тони (дебютант Оливье Мартинес), юноша с приятно-обыкновенным лицом, не расстающийся с малолетним темнокожим дружком Джоки (Секку Салль).

Многочисленные цветные

8

картины, появляющиеся порой в самых неожиданных местах, как бы обозначают перемещение неразлучного дуэта по городам и весям Франции. Они путешествуют. Но узнав, что в руках у Тони – пистолет, приходится поправиться: они бегут. Да уж… Если такая игрушка появляется у экранного персонажа, совсем недавно перешагнувшего критическую линию переходного возраста, – чем это не средство и не стимул для раскручивания сюжета и нагнетания событий!

И немало бы их, наверное, произошло. Но неожиданная встреча героев с удивительным стариканом Леоном Марселем (Ив Монтан) на дороге в ночном лесу направляет историю, а вместе с нею и нас, совсем в другую сторону.

В сторону нравственного духовного совершенствования. Жан-Жак Бенекс не скрывает своих намерений и, трансформируя излюбленный заокеанский мотив Road Movie (кинодороги), начиняет его философской рефлексией, столь близкой и родной европейцам.

Странное поведение старика, путешествующего в дождевике и с рюкзаком за плечами по глухим лесам, настораживает Тони и Джоки. Самые разные догадки выскажет Джоки, увидев Леона, прижимающегося к стволу лесного гиганта, крона которого скрылась где-то за облаками, и не раз чертыхнется Тони, спасая неугомонного старикана, решившего на этот раз подзарядиться энергией, искупавшись в лесном озере, но забывшего о своем возрасте и температуре воды.

Постепенно отношения между взрывоопасным дуэтом и как будто бы принесшим благую весть стариком налаживаются.

Метафизические идеи о неразрывной связи всего живого на Земле пускают свои жизнеутверждающие зеленые побеги одинаково резво как в наших зрительских, так и в сердцах молодых персонажей ленты.

Роль зеленого «проповедника» на самом деле коварна и сложна. Тяжел ее энергетический рисунок: постоянные сцены на природе, т.е. на открытых пространствах, «плюс» постоянно разное эмоциональное и физическое состояние героя. С этой сложнейшей партитурой Монтан справился блестяще, подтвердив звание великого современного актера. Он был символом целой эпохи во французском кино. Патриархом, вслушивающимся в пульс Земли и дарующим людям надежду, останется Ив Монтан в нашей памяти благодаря своему последнему фильму.

Бенекс не боится показаться смежным и старомодным, завершая свой опус горькой и трагической, но от того не менее сентиментальной сценой, когда умирающий Леон встречает рассвет вместе со своими друзьями. Мысль не нова и не блещет оригинальностью: однажды кончится жизнь, но всегда будет вставать на миром Солнце, возвещая о рождении новых жизней на зеленой планете Земля.

Все верно. Не слишком ново. Но отчего же комок в горле?

Игорь ГУСЬКОВ

9

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+