Искры из глаз / The Living Daylights (1987)
Другие названия: «Живые огни» / «Вплоть до искр из глаз» / «До потемнения в глазах» / «Всполохи средь бела дня» / «Напугать насмерть» (варианты перевода названия), «Джеймс Бонд 007: Искры из глаз» / «James Bond 007: The Living Daylights» (название в рекламном ролике).
Великобритания, США.
Продолжительность 130 минут.
Режиссёр Джон Глен.
Автор сценария Ричард Мэйбаум, Майкл Дж. Уилсон по сюжету Яна Флеминга (без указания в титрах).
Композитор Джон Барри.
Оператор Алек Миллс.
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, мелодрама, триллер
Краткое содержание
Джеймс Бонд (Тимоти Далтон) получает задание прикрыть побег генерала КГБ Георгия Коскова (Йерун Краббе), который должен состояться в Братиславе во время концерта. Агент 007 решает не убивать виолончелистку Кару Милови (Мэриам д’Або), являющуюся, по убеждению его коллег, снайпером, работающим на советскую разведку. Косков, переправленный через чехословацко-австрийскую границу, сообщает представителям МИ-6 о том, что генерал Леонид Пушкин (Джон Рис-Дэвис), сменивший генерала Анатоля Гоголя (Уолтер Готелл), возродил старую политику под кодовым наименованием «Smiert Spionam». Однако агент 007 подозревает неладное.
Также в ролях: Джо Дон Бейкер (Брэд Уитакер), Арт Малик (Камран Шах), Андреас Висневски (Сондерс), Десмонд Ллевелин (Кью), Роберт Браун (М), Джеффри Кин (министр обороны), Кэролайн Блисс (мисс Маниренни), Джон Терри (Феликс Лайтер), Вирджиния Хей (Рубавич), Джон Боу (полковник Фейэдор), Джулии Т. Уоллас (Розика Миклош), Белль Эйвери (Линда), Кэтрин Рэбетт (Лиз), Фредерик Уордер (агент 004), Глин Бейкер (агент 002), в эпизодах Джон Барри (дирижёр оркестра, без указания в титрах), Барбара Брокколи (посетительница оперного театра, без указания в титрах), Саймон Крейн (солдат на Гибралтаре, без указания в титрах), Пол Уэстон (солдат на Гибралтаре, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.11.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Какая всё-таки непредсказуемая штука жизнь! Тимоти Далтон мог предстать в облачении агента 007 ещё двадцатью годами ранее, в картине «Живёшь только дважды» /1967/ (тогда удалось уговорить не покидать цикл Шона Коннери), затем – в ленте «На секретной службе Её Величества» /1969/, однако продюсеры сочли, что претендент выглядит слишком молодо. Актёр проходил кинопробы (правда, наряду с другими потенциальными исполнителями) ещё по крайней мере четыре раза. Да и в процессе подготовки к съёмкам «Искр из глаз» поначалу всё шло к тому, что заветная партия достанется Пирсу Броснану, контракт с которым не был подписан исключительно из-за нежелания Альберта Р. Брокколи содействовать косвенной рекламе детективного телесериала «Ремингтон Стил» /1982-87/. Как бы то ни было, Тимоти дождался своего звёздного часа – и действительно придал славному образу самобытную, для многих неожиданную трактовку. С одной стороны его упрекали в излишнем аристократизме, в привитии персонажу романтических черт, плохо сочетающихся с неизменной самоиронией, которой была пронизана игра и Коннери, и Роджера Мура, а с другой – журили за склонность к лихим, безрассудным подвигам а-ля Рэмбо1. Однако это как раз отвечает духу стремительно менявшегося времени – не хуже, чем заглавная песня модной норвежской группы a-ha и эксперименты Джона Барри с электронными ритмами, заставившими зазвучать знакомый лейтмотив иначе, совершенно по-новому.
Последнее замечание относится и к содержанию фильма. Ричард Мэйбаум и Майкл Дж. Уилсон, как водится, лишь оттолкнулись от одноимённого рассказа Яна Флеминга, впервые появившегося на страницах газеты The Sunday Times 4-го февраля 1962-го, а позже, в июне 1966-го года (уже после смерти писателя), включённого в сборник «Осьминожка и искры из глаз». Типичный для периода эскалации «холодной войны» сюжет о побеге генерала КГБ на Запад был адаптирован к «перестроечным» веяниям. Выясняется, что Косков отнюдь не горит желанием предотвратить широкомасштабное взаимное истребление разведок, а пытается цинично подставить своего руководителя Пушкина, который и не думал сворачивать с курса Гоголя (какая любопытная, заметим, символика фамилий), продолжившего службу по линии министерства иностранных дел. За всем стоит банальная жажда Георгия баснословно и любыми средствами обогатиться, причём на пару с циничным торговцем оружием Уитакером. Мало того, Джон Глен, бедный, извивается, как уж, чтобы не переборщить и по части изобличения действий советской армии в борьбе с моджахедами. Даже Камран Шах, выведенный «правильным» борцом за свободу (выпускником Оксфорда как-никак!), критикуется Джеймсом за отдельные поступки – хотя бы за продажу опиума, помогающего-де сражаться с шурави… Не говоря уже о красавице Каре Милави, обманутой в лучших чувствах. Конечно, всё это свидетельствует не столько о благородстве устремлений авторов, сколько о грамотном коммерческом расчёте (к слову, в целом – оправдавшемся2). Однако готов признать, что такая, компромиссная позиция всё же предпочтительнее оголтелой антисоветской пропаганды, а высокий технический уровень трюков и динамизм сюжета (в данной связи особенно выделяется пролог на Гибралтаре) – заслуживают похвал.
.
__________
1 – Сходство дополнительно усилится после того, как и отставной «зелёный берет» отправится (спустя год) в Афганистан.
2 – При бюджете порядка $30-40 млн. общемировые кассовые сборы составили $191,2 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Твердохлебов Н. Тимоти великолепный // Ровесник. – 1990, № 2. – С. 29.
Туркия А. Портретная галерея «СЭ». Тимоти Далтон // Советский экран. – 1989, № 9. – С. 16-17.
Что говорят… Что пишут… // Ровесник. – 1987, № 6. – С. 23.
Эшпай Валентин. Этот пёстрый «чёрный рынок». 1987 // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 17-18.
Вяткин Андрей. Видеокомпас. Бондиана // Советский экран. – 1990, № 4. – С. 30-31.
Кудрявцев Сергей. Великолепный с лицензией на убийство // Видео-Асс. – 1990, № 3. – С. 100-101.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий