Исступление / Frenzy (1972)

Лучшие фильмыПолнометражный фильм.

Другое название: «Безумие»

Великобритания.

Продолжительность 116 минут.

Режиссёр Альфред Хичкок.

Автор сценария Энтони Шеффер по роману Артура Ла Берна.

Композитор Рон Гудвин.
Операторы Джилберт Тэйлор, Леонард Дж. Сауз (без указания в титрах).

Жанр: криминальный фильм, триллер

Краткое содержание
Ричард Блэйни (Джон Финч), в прошлом командир боевой эскадрильи, ныне простой бармен, со скандалом уходит с работы, оставшись без средств к существованию, и в довершение — упускает возможность сделать выигрышную ставку на скачках. Встреча с бывшей женой Брендой (Барбара Ли-Хант), заведующей брачным агентством, отчасти помогает улучшить настроение. Однако, по трагическому стечению обстоятельств, она на следующий день становится жертвой серийного убийцы (Бэрри Фостер), терроризирующего Лондон, а подозрение падает на Ричарда…

Также в ролях: Алек МакКауэн (главный инспектор Оксфорд), Билли Уайтлоу (Хетти Портер), Анна Мэсси (Бэбс Миллиган), Майкл Бейтс (сержант Спирман).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.12.2012

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Лучшие фильмы
Исступление…

Остаётся только позавидовать тем, кто знакомится с хичкоковскими постановками в хронологическом порядке. С первых же кадров «Исступления» возникает лёгкое ощущение дежа вю, которое прославленный режиссёр всячески подчёркивает и усиливает. Вновь орудует маньяк, тщетно разыскиваемый правоохранительными органами. Вновь обстоятельства складываются так, что главным подозреваемым становится «не тот человек», оказавшийся в ненужном месте в ненужное время. Вновь саспенс, причём при отсутствии необходимости искать ответ на классический детективный  вопрос «кто убил?», обволакивает повествование, достигая максимального накала ближе к финалу. Вновь… Но, пожалуй, лишь наивный зритель задастся вопросом в том духе, не исчерпал ли мэтр набор тем и излюбленных мотивов и не приступил ли к банальной эксплуатации собственного творчества?

Лучшие фильмы
Худшее впереди…

В свои семьдесят два (на момент съёмок) года Альфред Хичкок не только не ударился в консерватизм, но, напротив, с удовольствием откликнулся на последние веяния в социально-культурной сфере, создавая по мотивам случая из уголовной хроники изощрённый «кроссворд с лейтмотивом убийства» (эпитет Франсуа Трюффо). Сцена, когда Раск начинает с Брендой психологическую игру в «кошки-мышки» и, подавив сопротивление, удовлетворяет извращённые потребности, произвела, надо полагать, шоковое впечатление на публику, не успевшую отвыкнуть от стандартов «кодекса Хейса». Однако ещё показательнее жёсткость и бескомпромиссность (подчас – на грани цинизма) в трактовке характера Блэйни, который, прямо скажем, весьма далёк от прежних, «молодых и невиновных» персонажей с похожей участью. Мизантроп и любитель приложиться к бутылке, он терзается из-за несправедливого поворота судьбы, но в конечном итоге – не делает ничего конкретного для исправления ситуации и, хуже того, отталкивает от себя всех, кто искренне пытается помочь. Писатель и драматург Энтони Шеффер, адаптировавший1 для экрана роман Артура Ла Берна с лирическим названием «До свиданья, Пикадилли, прощай, Лайкестер-сквер!» /1966/, и режиссёр прозрачно намекают на то, что Ричард страдает комплексом жертвы – и что в каком-то смысле сам виноват в возникающих неприятностях. Блэйни не сумел и убедить старого друга подтвердить алиби! И он не восстановит честное имя, пока не примет всю полноту ответственности – и не решит лично, невзирая ни на какие преграды (включая тюремные решётки), покарать преступника…

Лучшие фильмы
Разоблачение не за горами

Вернувшись после долгого (в полтора десятилетия) перерыва в Великобританию, Хичкок воистину обрёл вторую молодость, не только аутентично воспроизведя атмосферу Лондона (уже не свингующего, но всё равно – раскованного и экстравагантного), но и основательно2 обновив арсенал кинематографических приёмов. Такого завораживающего трэвеллинга, когда камера оставляет Раска наедине с добычей, выезжая на шумную улицу, не было даже в «Психо» /1960/! Да и вроде бы бытовые сценки, когда главный инспектор Оксфорд, делясь за ужином с супругой соображениями о ходе расследования, с ужасом наблюдает за её кулинарными шедеврами, вызывающими неаппетитные ассоциации, конечно, служат целям привычной иронической разрядки атмосферы – но и уже явственно отдают «чёрным юмором». Художественная дерзость (если не исступление!) автора, не побоявшегося присвоения предельно сурового – правда, позже смягчённого – рейтинга X, была вознаграждена повышенным интересом со стороны широкой аудитории, и фильм, обошедшийся в производстве в $2 млн. и принёсший $6,385 млн. прокатной платы, замкнул перечень двадцати коммерческих лидеров сезона.

.

__________
1 – Между прочим, после отказа более именитого коллеги, Владимира Набокова.
2 – Что особенно бросается в глаза на фоне предшествующих, более тяжеловесных картин.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Капралов Г. Экран, политика и заводной апельсин // Искусство кино. – 1972, № 10. – С. 119-145.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий для Valery Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+