История обыкновенного безумия / Storie di ordinaria follia / Conte de la folie ordinaire (1981)

История обыкновенного безумия / Storie di ordinaria follia / Conte de la folie ordinaire (1981): постер

Полнометражный фильм (приз ФИПРЕССИ кинофестиваля в Сан-Себастьяне).

Другие названия: «Истории обыкновенного безумия» / «Tales of Ordinary Madness» (международное англоязычное название).

Италия, Франция.

Продолжительность 101 минута.

Режиссёр Марко Феррери.

Авторы сценария Марко Феррери, Серджо Амидеи по книге Чарльза Буковски, авторы адаптации Серджо Амидеи, Марко Феррери, Энтони Футц.

Композитор Филипп Сард.

Оператор Тонино Делли Колли.

Жанр: драма

Краткое содержание
Чарльз Сёркинг (Бен Газзара) уже получил определённую известность на поэтическом поприще, но продолжает вести разгульный образ жизни. Он не мог не обратить внимания на случайно встреченную на улице проститутку Кэсс (Орнелла Мути). Их отношения, завязавшись, складываются крайне непросто. Тем не менее Чарльз начинает надеяться на некое подобие нормального существования. Однако в этот момент женщина совершает самоубийство…

Также в ролях: Сюзан Тайррелл (Вера), Таня Лоперт (Викки), Рой Броксмит (бармен), Катя Бергер (девушка на пляже), Хоуп Кэмерон (владелица отеля), Джудит Дрейк (вдова), Патрик Хьюз (сутенёр), Венди Уэллс (беглянка), Стрэттон Леопольд (издатель).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.12.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

История обыкновенного безумия / Storie di ordinaria follia / Conte de la folie ordinaire (1981): кадр из фильма
Встреча в баре

Марко Феррери, оставшийся в киноискусстве как один из самых яростных и непримиримых обличителей западной цивилизации, не замечающей, предавшись «большой жратве», неумолимо надвигающейся катастрофы, питал особую «любовь» к США. Именно там, в этой «более Европе, чем сама Европа», начнётся конец света, как явствует из мрачной современной притчи «Прощай, самец» /1978/, а хвалёная история Соединённых Штатов на поверку нелепа и смехотворна («Не трогай белую женщину» /1974/). Следовательно, его обращение к творчеству Чарльза Буковски (к сборнику рассказов с провокационным названием «Эрекции, эякуляции, эксгибиции и вообще истории обыкновенного безумия» /1972/1) было закономерным. Причём на сей раз итальянский режиссёр, чаще прибегавший к своеобразной поэтизации действительности, метафоризму и элементам сюрреализма, постарался добиться максимальной – в духе натуралистичных2 зарисовок с натуры – аутентичности. Принципиально, что съёмки прошли в Лос-Анджелесе (включая знаменитый Голливуд), Атланте, Нью-Йорке, действующие лица изъясняются на английском языке, а игра по преимуществу местных актёров, начиная с талантливого Бена Газзары, резко усилила достоверность экранных перипетий. Даже присутствие Орнеллы Мути, представшей в первой части повествования в настолько вульгарном, вызывающе сексуальном обличии, что подобная смена имиджа грозила шокировать наиболее преданных поклонников её красоты, не разрушает иллюзию основательного погружения в безотрадные заокеанские реалии!

История обыкновенного безумия / Storie di ordinaria follia / Conte de la folie ordinaire (1981): кадр из фильма
Доводит до безумия

Феррери и Серджо Амидеи достаточно строго следуют если не букве, то – духу первоисточника, пусть писатель, отвечая на вопрос о том, понравился ли фильм, высказался в привычной оскорбительно-эпатажной манере. Так, важное место отведено (как и позже в ленте «Пьянь» /1987/) мотиву несовместимости творчества в понимании Буковски с беззаботным бытованием в тиши, благодати, материальном достатке. Причём взгляды Чарльза не разделяет никто, включая поэта Александра Кончаловского (намёк на признанного режиссёра, сына Сергея Михалкова, перебравшегося в 1980-м в США?), «вытащенного» издателем из Советского Союза. Источник вдохновения Сёркинга (кинематографисты не использовали фамилию Чинаски, которой автор наделил своего альтер эго, поскольку правом на неё тогда владел Тэйлор Хэкфорд) – в совсем иных, прозаичных вещах: в алкоголе, в нудных бытовых склоках, в скитаниях по задворкам мегаполиса и просиживании часами в баре. Встреча с эффектной жрицей любви, вечно конфликтующей с сутенёром, – из той же серии. Мастер словесности предпочёл бы не прибегать к избитым штампам вроде «любви с первого взгляда», но всё равно не в силах не признать: это было подобно удару молнии. К тому же, Кэсс, не скрывающая склонности к самоистязанию, сознательно нагнетает накал страстей, кидается из крайности в крайность, упивается экстремальными ситуациями. Совершённый ею акт суицида, конечно, не мог не ввергнуть поэта в бездну отчаяния, которого решительно никто не замечает: какое дело индивидам, погружённым в непрекращающуюся войну всех против всех, до опустившегося рифмоплёта, не расстающегося с бутылкой?! Безумие давно стало обыкновенным, и крушение ещё одного персонального мирка логично и естественно в обществе, стремительно летящем в тартарары. Однако финал – надо полагать, типично феррериевский, а не навеянный взятой за основу прозой – не просто прекрасен и чист, но заставляет нас испытать катарсис. Надежда, к счастью, не покидала Марко.

.

__________
1 – В 1983-м будет переиздан (не под влиянием ли экранизации?) в двух книгах: «Истории обыкновенного безумия» и «Самая красивая женщина в городе».
2 – Что, кстати, послужило поводом для возвращения журналистов и кинокритиков к старой полемике о границах между эротикой и порнографией.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Кудрявцев С. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 13. – С. 29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+