Истребитель зомби / Juan de los Muertos (2011)

Истребитель зомби / Juan de los Muertos (2011): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Хуан – истребитель кубинских зомби» (первый вариант российского прокатного названия), «Хуан среди мертвецов» / «Зомби по имени Хуан» (варианты перевода), «Хуан среди мертвецов» / «Juan of the Dead» (международное англоязычное назваие).

Испания, Куба.

Продолжительность 92 минуты.

Режиссёр Алехандро Бругес.

Автор сценария Алехандро Бругес.

Композитор Хулио де ла Роса.

Оператор Карлес Гуси.

Жанр: комедия, фильм ужасов

Краткое содержание
Хуан (Алексис Диас де Виллегас) и Лазаро (Хорхе Молина), живущие в Гаване, ничем особым не занимаются, довольствуясь случайными заработками. Охватившая страну эпидемия, в результате которой улицы кубинских городов заполонили толпы оживших мертвецов, открывает закадычным приятелям новые возможности: они становятся профессиональными истребителями зомби.

Также в ролях: Андреа Дуро (Камила), Андрос Перугорриа (Влади Калифорния), Хазз Вилья («Китаец»), Элисьер Рамирес (Эль Примо), Антонио Дечент (святой отец Джонс), Бланка Роса Бланко (Сара), Эльза Кэмп (Йийа), Сусана Поус (Лючия).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.03.2013

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Истребитель зомби / Juan de los Muertos (2011): кадр из фильма
Команда истребителей зомби

Оригинальный заголовок, равно как и международное англоязычное название, отсылает к «культовой» комедии ужасов, известной у нас как «Зомби по имени Шон», хотя британский режиссёр явно намекал1 на «Рассвет мертвецов» /1978/ Джорджа Э. Ромеро. И всё-таки речь не идёт о банальном подражании. Эдгар Райт, объединив усилия с комиками Саймоном Пеггом и Ником Фростом, не столько высмеивал штампы хорроров, сколько смоделировал ситуацию внезапного нашествия живых мертвецов и исследовал – сатирическими средствами – возможную реакцию со стороны британского общества, а его последователь Рубен Флейшер проделал приблизительно то же самое в отношении США («Зомбилэнд» /2009/). Алехандро Бругес же, соответственно, взялся за Кубу, где (правда, на сей раз – при поддержке испанских кинематографистов) осуществил уже вторую постановку, хотя родился в Аргентине.

Истребитель зомби / Juan de los Muertos (2011): кадр из фильма
Видение апокалипсиса

С жанровой точки зрения «Истребитель зомби» представляет собой достойное зрелище, косвенным подтверждением чему служит небезуспешное участие на ряде профильных киносмотров (Чикагский международный кинофестиваль, Фантаспорто). И уровень визуальных эффектов, включая компьютерную генерацию изображения (в частности, «впечатывание» кадров легендарной площади Революции, где разворачивается ключевая битва), и обезображивающий человеческие лица грим, и нагнетаемый саспенс – всё свидетельствует о неплохом знании режиссёром-сценаристом богатых традиций. Но это, конечно, отмечаешь лишь во вторую очередь, с куда большим интересом улавливая социально-идеологический подтекст, который пытаются донести авторы произведения, снятого при поддержке Кубинского института искусств и кинематографической индустрии.

Истребитель зомби / Juan de los Muertos (2011): кадр из фильма
Какие настырные!

Поначалу лента производит не слишком благоприятное впечатление, вызывая в памяти некоторые советские экранные откровения времён «перестройки», когда под видом критики и «обличения отдельных недостатков» зрителям внушались самые дикие и абсурдные идеи. Вот и Хуан, отвечая на вопрос Лазаро, почему не перебирается в Майами, замечает почти в духе героя мультфильма про попугая Кешу: «Tаити, Tаити… Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят». Дескать, там, за бугром, придётся вкалывать; зачем это нужно, если социалистический строй позволяет существовать, не напрягаясь? Следом выясняется, что приятели зарабатывают на пропитание, промышляя мелким воровством и уличным мошенничеством (когда-то даже заставляли детей выклянчивать деньги у туристов), а, например, государственное телевидение пытается списать эпидемию на происки диссидентов, финансируемых США. Но как только начинаешь убеждаться в мысли, что Бругес банально подстраивается под стереотипы западной публики об Острове Свободы, события принимают неожиданный оборот. Пронзительный пафос финальных кадров, когда Хуан, отправив красавицу дочь, друга и его взрослого сына на лодке, отказывается в последний момент покидать Родину, не кажется искусственно навязанным, неестественным. Превращение мирных сограждан в беснующихся зомби, жаждущих крови, легко прочитывается метафорой возможного наступления примерно того же периода, что накрыл Россию и другие бывшие советские республики вскоре после развала СССР. Периода, когда многим придётся расстаться с иллюзией о возможности быстро и сравнительно честно разбогатеть (например, основав частное предприятие по ликвидации заражённых родственников) в ситуации тотального хаоса и разброда. Но главное даже не в том. Настойчивые упоминания об опыте выживания на войне в Анголе и в особый период начала 1990-х, когда Куба лишилась хозяйственных связей с традиционными экономическими партнёрами, отсутствие подлинного энтузиазма у немногочисленных носителей революционных идеалов, по-прежнему отдающих дань героическому прошлому, презрительный отзыв о постыдном характере профессии2 сексапильной соседки… Во всём этом сквозит невыразимая тоска по высокой цели, по борьбе за истину и справедливость. Не может и не должен человек прозябать и растрачивать жизнь впустую – неважно как: предаваясь ленивому ничегонеделанию под ласковым солнцем, одержимо, причём не считаясь с моральными нормами, заколачивая деньги или горбатясь на империалистов. И в данном отношении «Истребитель зомби» воспринимается, как ни забавно, прогрессивным произведением – насколько термин вообще применим в условиях постмодернизма.

.

__________
1 – Самим созвучием имени «Shaun» со словом «dawn».
2 – «Она блоггер. Одна из тех, кто пишет ерунду в Интернете».

Прим.: рецензия публикуется впервые


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+