Исцеление / Cure / Kyua (1997)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Излечение» / «Лекарство» (варианты перевода названия), «Исцеление» / «The Cure» (англоязычное название в некоторых странах).
Япония.
Продолжительность 111 минут.
Режиссёр Киёси Куросава.
Автор сценария Киёси Куросава по роману Киёси Куросавы.
Композитор Гари Асийя.
Оператор Токусо Кикумура.
Жанр: криминальный фильм, фильм ужасов, детектив, триллер
Краткое содержание
Кенити Такабэ (Кодзи Якусё) расследует серию убийств, совершаемых в состоянии аффекта разными, никак не связанными друг с другом людьми, которые объединяет одна деталь: жертвам нанесены в области шеи раны в форме латинской буквы «X». Детектив полиции и привлечённый им к сотрудничеству психолог Макото Сакума (Йуёси Удзики) пытаются разобраться в крайне непростом деле.
Также в ролях: Масато Хагивара (Кунио Мамия), Анна Накагава (Фумие Такабэ), Ёрико Догути (доктор Акико Миядзима), Юкидзиро Хотару (Итиро Кувано), Дэнден (Оида), Рен Осуги (Фудзивара), Масахиро Тода (Тору Ханаока), Мисаё Харуки (Томоко Ханаока), Сун Накаяма (Кимура), Акира Отака (Ясукава).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 17.10.2018
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Киёси Куросава не зря тратил время и силы, набираясь на протяжении долгих лет профессионального опыта на съёмках легкомысленных эротических лент (так называемые пинку эйга) и боевиков про якудза, выходивших преимущественно на видео. На пользу ему, вне всякого сомнения, пошло и обучение за океаном в компании Sundance Institute, что позволило познакомиться с методами работы в американском «независимом» кинематографе. Во всяком случае «Исцеление», обошедшееся в производстве в весьма скромную сумму (правда, фигурирующий в некоторых источниках бюджет в размере JPY 1 млн. вызывает сомнения), совершенно заслуженно принесло режиссёру признание не только на Родине, но и за рубежом. Правда, со временем за ним закрепилась репутация одного из мастеров поджанра J-Horror, что является упрощением – невольно сужает творческий диапазон талантливого кинематографиста.
Впрочем, парочка шоковых кадров (например, женщина-врач, поддавшись внушению, орудует в общественном туалете ножом, словно мясник в лавке) присутствует, но эти, предельно краткие моменты отнюдь не воспринимаются «обязательными» и точно не удовлетворят запросы любителей слэшеров. Усилия постановщика, написавшего сценарий на основе собственного романа, оценят, скорее, почитатели неонуаров, совмещающих изысканную атмосферу, особое настроение с изощрённой детективной интригой. В стилизаторском плане фильм Куросавы способен напомнить работы Такэси Китано, тоже требующие вдумчивости, отличающиеся особым ритмом, погружающие в медитативное состояние. В данном отношении знаменательно1, что Такабэ сталкивается в семейной жизни с теми же проблемами, что и бывший полицейский Ниси в «Фейерверке» /1997/, – со стремительно прогрессирующей болезнью жены, которой обещает, взяв отпуск, поехать на Окинаву или на Хоккайдо. Осознание своего бессилия помочь любимой женщине не может не отразиться на исполнении служебных обязанностей, тем более что, несмотря на достигнутые успехи (установление личности и задержание подозреваемого), он интуитивно понимает: до разгадки тайны ещё далеко. Как следствие, на полное исцеление рассчитывать не приходится…
Автор ведёт тонкую художественную игру. Формально у зрителя, строго придерживающегося рационалистических воззрений, не должно возникнуть претензий к создателям кинопроизведения, стараниями которых Кенити и Макото не только выходят на истинного виновника смертей, но и вроде как получают всю необходимую информацию. Становятся в общих чертах ясны причины психического отклонения Мамии, предположительно – помешавшегося, изучая научное наследие Франца Антона Месмера, и товарищам даже удаётся кое-что узнать (благодаря раритетной кинозаписи) из истории вопроса. Да и какая разница, если детектив, испугавшись силы Кунио, в конечном итоге положил конец преступлениям, пусть и радикальным (не вполне легальным) способом?! Однако финал развенчивает прекраснодушные иллюзии. Неужели источник зла остался вне досягаемости? Неужто это никогда не прекратится?.. Киёси Куросава, позволив своим персонажам высказаться в том духе, что всё это является, не исключено, проделками дьявола, подводит к иному выводу. Удариться в мистику – самый простой и, чего уж скрывать, примитивный способ. Великой силой является человеческое подсознание, к постижению глубинных законов которого мы пока даже не приблизились.
.
__________
1 – Полагаю, перекличка не закладывалась авторами сознательно, поскольку разница между премьерами составила всего пару месяцев.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий