Изгои / The Outsiders (1983)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Аутсайдеры» (вариант перевода названия), «Изгои: Роман целиком» / «The Outsiders: The Complete Novel» (режиссёрская версия).
США.
Продолжительность 91 минут (режиссёрская версия 2005-го года издания – 114 минут).
Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола.
Автор сценария Кэтлин Роуэлл (в титрах как Kathleen Knutsen Rowell) по роману С.Э. Хинтон.
Композитор Кармайн Коппола.
Оператор Стивен Х. Барам.
Жанр: криминальный фильм, драма
Краткое содержание
Джонни (Ральф Мачио) спасая товарища, четырнадцатилетнего Понибоя Кёртиса (К. Томас Хауэлл), вместе с которым состоит в молодёжной банде «Грязнули» (Greasers), убивает ножом члена конкурирующей шайки «Мажоры» (Socs). Даллас Уинстон (Мэтт Диллон) советует парням срочно покинуть родной город Талсу на товарном поезде, переждав некоторое время в здании заброшенной церкви. У Джонни и Понибоя появляется время спокойно поразмышлять о жизни.
Также в ролях: Патрик Суэйзи (Даррел Кёртис), Роб Лоу (Содапоп Кёртис), Эмилио Эстевес (Ту-битс Мэттьюс), Том Круз (Стив Рандл), Гленн Уайтроу (Тим Шепард), Дайан Лэйн (Черри Вэлэнс), Лиф Гарретт (Боб Шелдон), Даррен Далтон (Рэнди Андерсон), Мишель Мейринк (Марша), Том Уэйтс (Бак Меррилл), Гэйлард Сартейн (Джерри), Уильям Смит (продавец), София Коппола (маленькая девочка, в титрах как Domino), С.Э. Хинтон (медсестра).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.04.2017
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В заключительные титры помещена трогательная благодарность ученикам одной из школ калифорнийского города Фресно, которые, придя к выводу, что именно у Фрэнсиса Форда Копполы получится лучше всего экранизировать одноимённый роман С.Э. Хинтон, направили ему соответствующее письмо (с приложенным экземпляром книги). Прославленный кинематографист, открыв для себя творчество писательницы, с энтузиазмом откликнулся – и действительно снискал успех1, столь желанный в свете оглушительного фиаско эстетской мелодрамы «От всего сердца» /1982/. Наверное, мэтру ещё больше польстило, что почти все «открытые» юные актёры получили известность в детско-юношеской среде и вскоре – стали полноценными «звёздами», пусть К. Томас Хауэлл с Ральфом Мачио, удостоенные ведущих партий, и уступили в славе Диллону, Суэйзи, Лоу, Эстевесу и особенно Крузу. А специально для самых преданных поклонников литературного оригинала, выказывавших недовольство отсутствием ряда важных сцен, не попавших в киноверсию, в 2005-м году вышло специальное расширенное издание с соответствующими фрагментами, вырезанными по настоянию киностудии при монтаже. Всё это, казалось бы, свидетельствует в пользу соображений в том духе, что «Изгоев» следует отнести к числу вершинных достижений Копполы, но… на поверку вывод видится поспешным.
Сценаристке Кэтлин Роуэлл и постановщику удалось неплохо выразить ту саднящую боль и… искреннюю, бесконечную любовь к собственным ровесникам, которых Сьюзен Элоиза, по существу, и описывала на страницах дебютного романа, начатого в пятнадцать (!) и законченного в восемнадцать лет. Мало того, её присутствие (в облачении медсестры, появляющейся в палате, где лежит Даллас, навещаемый приятелями) свидетельствовало о своеобразном благословении, данном кинематографистам. Вместе с тем не могу не заметить, что Фрэнсис словно намеренно сторонится формальных изысков и вообще мало-мальски сложных художественных решений, резонно положившись на «культовый» статус первоисточника, как-никак разошедшегося многомиллионным тиражом! Это особенно бросается в глаза по контрасту со следующей его картиной – «Бойцовой рыбкой» /1983/, снятой тоже в Талсе, стык в стык, частично с теми же исполнителями и, главное, посвящённой аналогичным проблемам неприкаянных тинэйджеров, до которых нет никакого дела родителям. На сей раз во главу угла – моральный конфликт: скончавшись от ожогов, полученных при спасении из пожара детей, Джонни полностью искупил вину (перед собой и другими людьми) за совершённое убийство. Мало того, именно благородство друзей помогло обойтись без новых смертей: «Грязнули» и «Мажоры» договариваются, чтобы давно назначенная драка протекала по-честному, без оружия. Взаимная ненависть, даже подстёгиваемая социально-классовыми причинами (банды контролируют «свои» территории соответственно в бедном и богатом частях населённого пункта), – тупиковый путь. Но есть ли выход вообще? Существует ли способ перестать быть изгоями?.. Завет Кёртису товарища сохранять в душе лучшие качества («золото») может показаться идеалистичным до наивности, но, если вдуматься, по-настоящему мудр. Несмотря на трагизм развязки (нелепая гибель Далласа), надежда остаётся.
.
__________
1 – При бюджете в $10 млн. кассовые сборы составили $33,7 млн., в том числе $25,6 млн. пришлось на национальный кинопрокат.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Еремеева Оксана. Структура актёрского образа в американском кино // Видео-Асс PREMIERE. – 1995, № 29. – С. 136-139.
Григорьев А. Восхождение к славе // Новости видео. – 1990, № 6. – С. 3.
Микки Рурк: бунтующая звезда // Видео Дайджест. – 1991, № 5. – С. 44-47.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий