Изгоняющий дьявола: Начало / Exorcist: The Beginning (2004)

Изгоняющий дьявола: Начало / Exorcist: The Beginning (2004): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Экзорцист: Начало» / «Изгоняющий дьявола 4» / «Экзорцист 4» (варианты перевода названия), «Изгоняющий дьявола IV» / «The Exorcist IV», «Изгоняющий дьявола IV: Начало» / «Exorcist IV: The Beginning», «Изгоняющий дьявола: Приквел» / «Exorcist Prequel», «Изгоняющий дьявола: Доминион» / «Exorcist: Dominion» (рабочие названия).

США.

Продолжительность 114 минут (версия без рейтинга – 125 минут).

Режиссёр Ренни Харлин.

Автор сценария Алекси Хоули по сюжету Уильяма Уишера и Кэлеба Карра и на основе сценария Уильяма Питера Блэтти фильма «Изгоняющий дьявола».

Композиторы Тревор Рэбин.

Оператор Витторио Стораро.

Жанр: фильм ужасов, детектив, триллер

Краткое содержание
1949-й год. Ланкастер Меррин (Стеллан Скарсгард), в прошлом — священник, утратил веру в Бога и не желает иметь ничего общего с религией, посвятив себя археологии. Тем не менее Семелье (Бен Кросс), коллекционеру антиквариата, удаётся заинтересовать его сенсационной находкой — церковью, датируемой приблизительно 500-м годом нашей эры и обнаруженной под землёй в долине Дерати, находящейся в Британской Кении. Меррин направляется туда, хотя и понимает, что раскопки проводятся при активном участии представителя Ватикана — святого отца Фрэнсиса (Джеймс Д’Арси).

Также в ролях: Изабелла Скорупко (Сара), Реми Свини (Джозеф), Джулиан Уэдэм (майор Грэнвилл), Эндрю Френч (Чума), Ральф Браун (сержант-майор), Дэвид Бредли (святой отец Джонетти), Алан Форд (Джеффрис), Энтони Камерлинг (лейтенант Кессель).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.05.2021

Авторская оценка 4/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Изгоняющий дьявола: Начало / Exorcist: The Beginning (2004): кадр из фильма
Тайны погребены

Джон Франкенхаймер, сохранявший завидную творческую форму и в преклонном возрасте (отпраздновав восьмидесятилетний юбилей!), тем не менее отказался осуществлять постановку спустя примерно месяц после того, как приступил к работе. Как известно, с приглашённым на смену мэтру Полом Шредером у топ-менеджмента Morgan Creek Entertainment возникли непреодолимые противоречия – и руководство кинокомпании приняло беспрецедентное решение. Вместо привычных досъёмок и внесения изменений в монтаж был ангажирован новый режиссёр, получивший в своё распоряжение производственный бюджет даже солиднее: вместо $30 млн. – $50 млн. При этом Ренни Харлин заранее согласился привнести гораздо больше натуралистичных (призванных вызвать у зрителей страх вперемежку с отвращением) элементов, чем предшественник, делавший упор на психологию. У кинематографиста финского происхождения, в принципе, наличествовал соответствующий опыт – и коммерческие показатели могли показаться так-сяк сносными1, если б не суммарные затраты на проект в целом. Ещё хуже, что приходится признать правоту Уильяма Питера Блэтти, сообщившего в интервью, что испытал на сеансе приквела чувства стыда.

Изгоняющий дьявола: Начало / Exorcist: The Beginning (2004): кадр из фильма
Близятся к началу

А ведь теоретически ничто не мешало успеху. Хотя многие члены съёмочной группы, включая ряд исполнителей, не захотели (в знак солидарности с Полом) участвовать в создании новой версии, ведущий актёр – согласился заново воплотить образ. И Стеллану Скарсгарду действительно не откажешь в убедительности. Не вызывает недоумения даже то обстоятельство, что артист шведского происхождения… был старше коллеги-соотечественника Макса фон Cюдова2 в момент появления оригинала, притом что действие отнесено на два с лишним десятилетия ранее. Кроме того, сценарист-дебютант Алекси Хоули честно постарался сделать всё, чтобы заинтриговать публику, поддерживая напряжение по мере медленного приближения к разгадке – подготавливая первую встречу Ланкастера Меррина с могущественным демоном Пазузу. К сожалению, до обидного слабой оказалась режиссура.

Изгоняющий дьявола: Начало / Exorcist: The Beginning (2004): кадр из фильма
Бремя экзорциста

Всё-таки Ренни лучше удаются произведения иного склада, в первую очередь – дорогостоящие боевики. У Харлина совершенно не получается, не скатившись в банальность, поведать о дьяволе, прячущемся в закоулках человеческого подсознания. Попытка придать мистической подоплёке дополнительную достоверность за счёт привнесения политических мотивов оборачивается вопиющей пошлостью. Священник, утративший веру после того, как не сумел предотвратить гибель невинных людей от рук нацистов (хуже, был принуждён лично выбирать тех, кому суждено умереть), получает шанс встать на пути абсолютного зла. Но если на протяжении основной части повествования авторам ещё удаётся худо-бедно поддерживать напряжённую атмосферу (да и тайна погребённой под землёй древней церкви слегка будоражит воображение), то именно кульминация – воспринимается бледной тенью жуткого зрелища, сотворённого Уильямом Фридкином. Увы, разочарование неизбежно. Слабый приём картины и более тёплые отзывы о шредеровской версии подвигли продюсеров выпустить в кинопрокат и «Изгоняющего дьявола: Приквел» /2005/ – впрочем, с совсем ничтожными финансовыми результатами.

.

__________
1 – Общемировых кассовых сборов ($76,8 млн.) не хватило, чтобы выйти на прибыль, но ведь существовали дополнительные доходы от телевидения, продаж DVD-дисков и т.д.
2 – Между прочим, им доводилось сниматься вместе – в социальной драме «Бык» /1991/ Свена Нюквиста.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+