Как вода для шоколада / Como agua para chocolate (1992)

Ветрова Татьяна. Там, где богатые всё ещё плачут // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 30-31.

КИНОГЛОБУС: МЕКСИКА

ТАМ, ГДЕ БОГАТЫЕ ВСЕ ЕЩЕ ПЛАЧУТ

Много воды утекло после «Есении» и «Грибного человека», – мексиканских фильмов, покоривших некогда сердца многих наших зрителей. С тех пор на российские экраны не попадало ничего из страны «Просто Марии» и «Дикой розы», но эти долгие сериалы – исключительно детище и достояние телевидения. А что же происходит сейчас в кино?

За последние десятилетия кинематограф Мексики то получал поддержку от государства, то обретал «голодную» независимость и рассчитывал лишь на частный капитал и инициативу продюсеров-одиночек. На рубеже 80-х – 90-х годов родились новые звезды экрана, новые кумиры публики, появилось новое поколение кинематографистов.

Второе место в национальном прокате после американских стабильно занимают отечественные картины. Снимают их много по сравнению с другими странами Латинской Америки – 60-80 в год. В основном, правда, это дешевки, рассчитанные на самый невзыскательный вкус. Варьируется то, что пользовалось успехом у широкой публики и прежде – мюзиклы, эротические комедии и боевики. Как-то незаметно и неожиданно для многих отдельные по-настоящему талантливые ленты, выходившие на экран в последние три года, сложились в целостное течение. Их авторов объединяет свежий взгляд на обыкновенную жизнь обыкновенного человека. Эти фильмы словно освободились от шелухи привившихся штампов, кричащей пошлости и убогости непрофессионализма.

Словно удар грома восприняли совершенно отвыкшие от жесткого политического фильма – про себя, а не про других – сомбреро-носящие зрители выход на экран в 1990 году ранее запрещенной работы Хорхе Фонса «Кровавый рассвет». Он сказал о том, о чем прежде мексиканское искусство не смело говорить – о молодежном движении 1968 года и репрессиях против студенчества. Появление подобной ленты стало возможно при правлении президента Карлоса Салинаса и ослаблении цензуры.

Несмотря на разные оценки, «Кровавый рассвет», отмеченный премией жюри на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, знаменателен для выхода национального кино из глубокой летаргии. Ему присуждена «Серебряная богиня», приз мексиканских журналистов лучшей картине года.

Поль Ледук, чье творчество хорошо известно за рубежом, последние фильмы делает без текста, с помощью только музыкально-изобразительных средств. Оригинальный стиль этого художника знаком и нашим зрителям по исторической драме «Фрида. Живая природа», посвященной жене мексиканского живописца Диего Риверы и воссоздавшей на экране образ Троцкого. «Барокко» Ледука, очень красивый и режиссерски-изобретательный фильм, был куплен для нашего проката, но сгинул неведомо куда, и это жаль, поскольку он нашел бы почитателей. Неповторимую ноту в современное мексиканское кино вносит еще один представитель команды старших – Хайме Умберто Эрмосильо. По природе своей провокатор от киноискусства, он всегда интересовался вопросами нравственности буржуазной семьи, нарушениями различных табу в обществе. Его «Домашнее задание» получило в 1991 го-

30

ду на Московском международном фестивале «специальное упоминание жюри» и симпатии многих наших критиков. С тех пор он успел снять «Запрещенное домашнее задание» (на этот раз с мотивом инцеста) и завоевать главный приз «Черный коралл» Гаванского фестиваля нового латиноамериканского кино в 1992 году. «Интимности в ванной комнате» роднит с предыдущими фильмами своеобразный метод съемки с одной точки, любопытной не только в эстетическом и психологическом планах, но и позволяющей затрачивать весьма скромные средства.

И все же главное направление, именуемое «новым мексиканским кино», определяют молодые. Именно их работы несут на себе печать индивидуальности. Не искусственные сюжетные построения, а сама жизнь с ее непредсказуемостью разворачивается в таких картинах, как «Лесной поселок» Хуана Антонио де ла Ривы, «Лола» и «Дансон» Марии Новаро, «Из жизни Аны» Марыси Систач. Все они проникнуты лирической интонацией, светлым чувством любви к человеку – довольно редким качеством в сегодняшнем искусстве. Это особенно ярко проявляется в фильмах, поставленных режиссерами-женщинами.

Мария Рохо после «Дансона» (так называется танец, любимый многими мексиканцами) удостоена приза на международном кинофестивале в испанском городе Вальядолиде за главную женскую роль. Облик этой обаятельной маленькой женщины с доброй улыбкой как-то не вяжется со словом «звезда», и тем не менее она по праву сейчас в ряду первых актрис Мексики. В лентах таких непохожих друг на друга постановщиков, как Фоне или Эрмосильо, она сумела продемонстрировать разные грани своего таланта. Один из лучших кинодебютов последнего времени – «Жена Бенхамина» Карлоса Карреры, начинавшего режиссером-мультипликатором. Он погружает зрителя в достоверную атмосферу маленькой деревушки, где и раскручивается далеко не обычная история. По духу эта картина, собравшая, кстати, целый урожай международных премий, напоминает мир прозы Габриэля Гарсиа Маркеса, узнаваемый, колоритный и в то же время чреватый самой фантастической неожиданностью.

Некоторые из удачных дебютов молодых постановщиков сделаны в почитаемом у зрителей жанре комедии Такова «Интимность» Даны Ротберг – остроумная картина с массой смешных эпизодов. Режиссер не ставит задачу снимать элитарное кино, но и привычные рецепты сексуальных комедий по-мексикански ее тоже не устраивают. Отсюда – внимание к сценарию, основная сюжетная ситуация которого напоминает «Осенний марафон» Г. Данелии, и хорошо подобранный ансамбль исполнителей всех ролей. «Гвоздем» прошлого киносезона стала лента Альфонсо Арау «Как вода для шоколада», чей кассовый успех закрепила церемония присуждения премий Мексиканской академии киноискусства за лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую женскую роль и т.д.

Татьяна ВЕТРОВА

31

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+