Калигула / Caligola / Caligula (1979)

Калигула / Caligola / Caligula (1979): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Калигула» / «Caligvla» (международное англоязычное название: альтернативный вариант написания), «Я, Калигула» / «I, Caligula» / «Io, Caligola» (версия 1984-го года).

Италия, США.

Продолжительность 156 минут (версия с рейтингом «R» – 102 минуты, перемонтированная версия – 123 минуты, версия, повторно выпущенная на киноэкраны, – 148 минут).

Режиссёры Тинто Брасс (основные съёмки), Боб Гуччионе (дополнительные съёмки, без указания в титрах), Джанкарло Луи (дополнительные съёмки, без указания в титрах).

Автор оригинального сценария Гор Видал, дополнительные сцены Боб Гуччионе Джанкарло Луи (оба без указания в титрах), автор диалогов в версии 1984-го года Франко Росселлини (без указания в титрах).

Композитор Бруно Николаи (в титрах как Paul Clemente).

Оператор Сильвано Ипполити.

Жанр: фильм для взрослых, драма, исторический фильм

Краткое содержание
Гай Юлий Цезарь Август Германик (Малкольм МакДауэлл), больше известный под агноменом Калигула, взял бразды правления в свои руки после того, как с его молчаливого одобрения Квинт Невий Корд Суторий Макрон (Гвидо Маннари), которому подчинялась преторианская гвардия, задушил находившегося при смерти императора Тиберия (Питер О’Тул). Это стало началом череды неслыханных злодейств, заставивших содрогнуться видавшую виды элиту Римской империи.

Также в ролях: Тереза Энн Савой (Друзилла), Джон Гилгуд (Нерва), Хелен Миррен (Цезония), Паоло Боначелли (Кассий Херея), Джанкарло Бадесси (Клавдий), Бруно Бриве (Гемелл), Адриана Асти (Энния), Леопольдо Триесте (Харикл), Джон Стайнер (Лонгин), Мирелла Д’Анджело (Ливия), Рик Пэретс (Мнестр), Паула Митчел (певица в Субуре), Озириде Певерелло (великан), Донато Пласидо (Прокул), Аннека Ди Лоренцо (Мессалина), Лори Вагнер (Агриппина).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.02.2015

Авторская оценка 2/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Калигула / Caligola / Caligula (1979): кадр из фильма
Он, Калигула

Тинто Брасс может, безусловно, гордиться тем, что по меньшей мере одна его постановка войдёт в историю мирового кинематографа – кинематографа для взрослых. Как бы Боб Гуччионе, учредитель и владелец журнала «Пентхауз», решивший попробовать силы в качестве кинодельца, основав кинокомпанию Penthouse Films International, ни ухищрялся1, чтобы картину не отождествляли с порнографической продукцией, всё напрасно. Разумеется, он вправе считать себя особого рода рекордсменом, вложившим умопомрачительные средства (итоговый производственный бюджет оценивается в $17,5 млн.!) в кинопроизведение со столь недвусмысленным содержанием, причём не без коммерческого успеха2, который оказался бы ещё значительнее, если б массовые протесты не вынудили прервать кинопрокат. Более того, прецедент участия «звёзд» мировой величины (по иронии судьбы, английских, хотя самым глупым эпизодом ленты является так называемый поход Калигулы в Британию) по-прежнему остаётся уникальным – невзирая на то, что многие крупные актёры и актрисы к тому моменту успели отметиться в достаточно откровенных эротических фильмах. И, конечно, предпринимателям от искусства следует учиться и учиться у Боба тому, как привлекать к своему детищу всеобщее внимание через громкие скандалы. Одна только история с позорным изгнанием Тинто, возомнившего себя последователем Федерико Феллини, дорогого стоит! Считается, что режиссер успел отснять большую часть материала, но вызвал гнев продюсера экстравагантными затеями (в частности, предложением задействовать в кадрах с борделем, куда император-сутенёр согнал жён сенаторов, настоящих уголовников и кричаще непривлекательных женщин) и нежеланием вводить дополнительные «жаркие» сцены, и был отстранён от процесса монтажа. Тень «сенсации» сопровождала картину и в дальнейшем, когда порноиндустрия прочно заняла собственную нишу. Так, в 1992-м бразильский телеканал отменил трансляцию продолжения (ленту искусственно разделили на две части) из-за возмущения телезрителей. А спустя ещё десятилетие некто Михаил Шаровский, студент ЧГУ, подал в суд – впрочем, безрезультатно – на руководство чебоксарского кинотеатра «Сеспель», потребовав пятьсот тысяч рублей в качестве компенсации морального ущерба, полученного на сеансе (состоявшемся ещё в 1999-м). Не говоря уже о том, что «Калигула» может смело претендовать на звание одного из самых «ценных» запретных плодов, соблазнявших наших соотечественников на слом традиционного жизнеустройства в период «перестроечного» видеобума, невзирая на то, что его избыточная, лишённая всякой меры «сладость» вызывала у нормальных людей тошнотворное ощущение. В данной связи особенно подлым кажется использование музыки выдающихся советских композиторов Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна, написанных к балетам (соответственно к «Ромео и Джульетте» и «Спартаку»).

Калигула / Caligola / Caligula (1979): кадр из фильма
Типичная оргия

Вполне понятно, что наибольшее возмущение провоцировали бессчётные (к тому же, в значительной степени не симулированные, а подлинные) сексуальные фрагменты, воспевающие разврат во всевозможных противоестественных формах. Достаточно сказать, что «лирической» линией, противопоставляемой тотальному распутству и насилию языческого Рима, служат трогательные отношения «сапожка» с родной сестрой Юлией Друзиллой (Брасс настоял на приглашении на роль Терезы Энн Савой, открытой в «Салоне Китти» /1976/). Это как раз очевидно – «тонким» моментом здесь является другое. Кинематографисты неявно прикрывались авторитетом искусства, настаивая, что фильм, пусть в крайней, пусть в сенсационной, для кого-то отталкивающей, для кого-то притягательной, форме, исследует высокие материи и изобличает человеческие пороки. Ведь экранные события предуведомляет глубокомысленная цитата из Евангелия от Марка (глава 8, стих 36): «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Чего ещё надо? И не так уж, дескать, существенно, что драматург Гор Видал, хотя и получил двухсоттысячный гонорар, открестился от картины (значится в титрах автором оригинального, то есть в данном контексте – кардинально искажённого, сценария), а исполнители категорически отказывались следовать некоторым указаниям режиссёра. Вот только, стоит дистанцироваться от всего эпатажного (что проще сделать тем, кто смотрит версию, выпущенную в 1984-м и получившую рейтинг «R»), первое, что бросается в глаза, – беспросветная глупость внушаемых идей. Дав волю извращённой фантазии, создатели берутся рассуждать о растлевающем влиянии власти, о назначении и механизмах которой имеют весьма смутные представления. Калигула ловко избавляется от Макрона, во многом обеспечившего ему титул императора (мало того, казнь стала частью странной публичной игры), и Гемелла, представлявшего потенциальную угрозу – но и это подаётся бессмысленными прихотями свежеиспечённого правителя. А периодические (ничем не подкрепляемые) упоминания о том, что Калигулу ненавидит знать, зато любят в народе, звучат и вовсе смехотворно. Персонажа Малкольма МакДауэлла, который должен изображать, как нетрудно догадаться, безумие, нарастающее по мере того, как владыка убеждается в безграничности возможностей, выглядит несмышлёным мальчишкой с садистскими наклонностями. Выросший, он продолжает, грубо говоря, отрывать бабочкам крылышки и мучить кошек – только в государственных масштабах. Что тут скажешь: заурядные обывательские представления… Всё избито, нелепо, неубедительно – и даже кадры неотвратимой расправы заговорщиков над мучителем отдают пошлым балаганом. Некоторое время синьор Брасс ещё пытался сохранить хорошую мину при плохой игре, выбирая для постановок престижную литературную или драматургическую основу, но постепенно – отказался и от этого, скажем так, фигового листа.

.

__________
1 – В частности, не санкционировав присвоение рейтинга MPAA и заключая эксклюзивные договора с собственниками кинотеатров, специализирующихся на артхаусе.
2 – Аудитория в США составила 9,3 млн. человек ($23,4 млн. кассовых сборов), в ФРГ превысила 2,6 млн., в Италии – 1,4 млн. и т.д., не говоря уже о продаже видеокассет.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Фикс Сергей. КАЛИГУЛА: Анархист? Безумец? Герой? // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 13. – С. 10-11.
Шепотинник Петр. … или 500 дней Содома // Искусства кино. – 1991, № 2. – С. 20-21.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 6. – С. 30.
Юрьев Владимир. Постановщик спецАффектов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 110-113.
Былинин Виктор, Одесский Михаил. Похотливая императрица // Видео-Асс. – 1990, № 3. – С. 51-58.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+