Калигула / Caligola / Caligula (1979)

Фикс Сергей. КАЛИГУЛА: Анархист? Безумец? Герой? // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 13. – С. 10-11.

КАЛИГУЛА: Анархист? Безумец? Герой?

Видимо, история древнеримского императора Гая Цезаря Германика для своего времени была менее сексуальной, чем фильм о нем, снятый в 1977 году – для конца 70-х. В реальной жизни Калигула, прозванный так в детстве, когда рос в древнеримском военном лагере и носил миниатюрную солдатскую одежду того времени, включая маленькие башмачки, caliguae (за что и получил прозвище), вряд ли был симпатичным в общении человеком. Он не долго, всего 4 года (37-41 г. н.э.) был императором Древнего Рима и запомнился современникам как жестокий и развратный человек. Однако он был просто безумен, и врачи считали, что у него была водянка мозга. В силу та кого своеобразного сочетания и жестокости Калигула нередко становился в дальнейшем героем литературных произведений. Как видим теперь, и кинопроизведений тоже. Но какой ценой…

Финансировавшая проект фирма «Пентхауз» знаменита в первую очередь за счет одноименного журнала, считающегося одним из лучших среди изданий класса «А» для мужчин. Поэтому миллионы долларов, что составили бюджет картины (по разным данным, эта цифра 15-17 млн.) позволили авторам фильма привлечь к работе известных английских актеров – Малкольма Мак-Дауэлла, Питера О’Тула, Джона Гилгуда, Хелен Мирен, художника Данило Донати, работавшего с самим Федерико Феллини. Сценарий был заказан знаменитому Гору Видалу. Режиссером этого зрелища должен был стать Тинто Брасс, получивший известность после выхода в 1972 году антифашистско-эротической шпионской мелодрамы «Салон Китти», а до нее снявший одиннадцать лент разных жанров – от документального до полицейского фильма. На роль Друзиллы, сестры Калигулы была приглашена милая Тереза Энн Савой, сыгравшая главную роль в «Салоне Китти» (а после «Калигулы» появившаяся вновь только в фильме «Сердце тирана, или Бокаччо в Венгрии» Миклоша Янчо в 1981 г. и далее исчезнувшая с киноэкранов).

Вот что рассказывал Мак-Дауэлл о работе над ролью: «Я прочел всего одну пьесу о Калигуле. Мне не хотелось делать очередную старую историю о безумце. Все это уже было. После того как итальянская сторона переписала сценарий (после Гора Видала), мне было не очень легко играть. Однако я уже подписал контракт, и поэтому как профессионал я должен был сделать свою работу как можно лучше. Что я и сделал. Я сделал Калигулу анархистом. Понимаете, весь фильм нельзя играть безумца. Хотелось сделать его человеком, преднамеренно провоцирующим институты Рима, использующим безумие как оружие. Но он не должен был трогать их деньги. Он мог бесчестить их жен, мог делать с ними абсолютно все что угодно, но когда он посягнул на их деньги, от него решили избавиться».

К работе над картиной были приглашены также «звезды» журнала «Пентхауз» – Лори Вагнер и Джейн Хэргрэйв, которые видимо, по мнению продюсеров лучше других знали нюансы поведения римских матрон начала тысячелетия.

Однако множество эротических сцен в картине не смутило знаменитых актеров. Малькольм Мак-Дауэлл говорил, что обилие сцен такого рода вызвано тем, что фильм показывает реальную жизнь в Древнем Риме, где нравы были более чем свободные, к тому же нормы христианской морали тогда еще не действовали, они только зарождались. Простота нравов и «легкость в общении необычайная»

10

тех эпох были известны, естественно и ранее, но лишь тем, кто интересовался соответствующим периодом развития человеческой цивилизации. Теперь же к этому предстояло приобщиться любому желающему. Именно тот факт, что создатели фильма претендовали на анализ нравов и поведения жителей эпохи, а вовсе не стремились привлечь в залы зрителя грубым натурализмом, позволили продюсеру фильма Бобу Гуччоне добиться того, что лента из категории «X» переведена в категорию «R». Однако в сложившейся ситуации удивляет другое. Увидя содеянное, Гор Видал отказывается от фильма. Мак-Дауэлл говорит, что это его самая любимая роль и самый ненавидимый им фильм (действительно, блестящая актерская работа – в картине Малькольм Мак-Дауэлл весьма достоверно воспроизводит процесс «прогрессирующего безумия героя», начавшийся, когда Калигула по приказу своего дяди-императора Тиберия появляется в Риме и невольно, чтобы остаться в живых, вступает в борьбу за власть).

И, что самое симптоматичное, маэстро Тинто Брасс, которого трудно, очевидно, испугать крупным планом половых органов, тоже не значится как режиссер фильма. В титрах значится, что Тинто Брасс руководил основными съемками. Монтаж – продюсеров. А дополнительные сцены срежиссированы и сняты Джанкарло Луи и Бобом Гуччоне (после этого фильма их имена никогда более не появлялись в титрах приличных фильмов). М-да, вот вам пример произвола продюсеров. Не удовлетворил итог работы режиссера – сами досняли, что было «необходимо» и смонтировали. Другое дело, что по мнению ряда критиков «доснимать» уж точно не требовалось.

Фильм вышел в прокат, довольно быстро окупил себя и стал как бы первым представителем жанра эротического «пеплума». Картина, на мой взгляд, все-таки получилась: несмотря на отвращение, появляющееся после некоторых сцен, она запоминается. Еще совсем недавно некие аналогии (фильм начинается с показа овечьей отары) были более чем прозрачны. Есть что-то в этом неровном, нервном и шокирующем многих фильме.

Однако на этом киноистория Калигулы не кончилась. Открытую Тинто Браком «золотую жилу» историко-эротического полотна стали активно эксплуатировать режиссеры качеством гораздо ниже: к тому же для них слово «эротика» как-то быстро стало синонимом «порнографии». Персонажи этих лент были разбросаны по эпохам и объединяло их одно: они требовались авторам для очередного откровенного показа глубины падения нравов, а проще, чтобы продемонстрировать определенный набор сцен.

Бедному Калигуле суждено было стать наиболее значительным персонажем в серии псевдоисторических полупорнографических лент итало-французского производства, названия которых говорят сами за себя: «Ночи Калигулы», «Калигула и Мессалина», «Оргии Калигулы». На этом уровне фильм Тинто Брасса смотрится недосягаемым образцом вкуса, художественной достоверности и высокого искусства.

Во всяком случае «Калигула» навсегда останется примером фильма, от которого отказался режиссер эротического жанра, ибо его украсили слишком смелые сцены, не предусмотренные автором. Теперь Тинто Брассу, которого представляют подлинным лириком декадентства современного кино, уже не интересна эпоха Древнего Рима. Ныне он – в 20 веке. Но хотелось бы увидеть оригинальный режиссерский вариант «Калигулы». Ведь после этой ленты интерес к творчеству Брасса стал падать, ныне оно интересует лишь немногих. Так проходит мирская слава?

Сергей ФИКС

11

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+