Каникулы господина Юло / Les vacances de Monsieur Hulot (1953)

Дэжур И. Возвращение мосье Юло // Ровесник. – 1977, № 8. – С. 24.

ВОЗВРАЩЕНИЕ МОСЬЕ ЮЛО

И. ДЭЖУР

После восьми лет отсутствия он снова с нами. Все тот же плащ на все сезоны, те же брюки, забавно короткие, маленькая шляпа и трубка – это мосье Юло» – так недавно писали французские газеты о герое фильмов известного режиссера, актера, сценариста Жака Тати. Мосье Юло знают и наши зрители по фильмам, которые в разное время шли на экране «Мой дядя», «Каникулы мосье Юло», «Плейтайм».

Мосье Юло можно было бы назвать французским родственником Чарли, всемирно известного чаплинского персонажа. Так же, как и Чарли у Чаплина, мосье Юло непременный герои всех последних фильмов Тати, он, так же, как и Чарли, постоянен в одежде, вкусах, привычках. Но, наверное, на этом родство и заканчивается. Помните тот эпизод, когда Чарли собрался на воскресную прогулку, а у него не заводится машина? Что бы делал мосье Юло в этом случае? Он бы не спеша подошел к капоту машины, чтобы найти поломку, немного бы поковырялся в моторе и вдруг заметил бы муравья, пересекающего раскаленный асфальт. Мосье Юло, наверное, тут же забыл бы про мотор, который не хочет заводиться, и, встав на четвереньки, проделал бы вместе с муравьем увлекательнейшую воскресную прогулку. Упреки близких, недоумение прохожих ничуть не помешали бы его радости. А его приключения заставили бы смеяться самого неулыбчивого зрителя.

В конфликте Чарли с действительностью Чарли пытается победить обстоятельства и всегда терпит поражение. Мосье Юло как бы забывает об обстоятельствах и живет в мире своих фантазий. В кино это смешно и весело.

Но когда режиссер Жак Тати по примеру своего персонажа переселяется в мир фантазии, забывая о суровых законах коммерции, конфликты возникают отнюдь не комические.

Так случилось восемь лет назад. Для съемок картины «Плейтайм» Жак Тати построил целый город. Его даже назвали в шутку Тативиль. Здесь гигантские небоскребы были поставлены на изобретенные самим Тати платформы на колесиках. Переезжая с места на место, небоскребы образовывали лабиринты улиц сверхсовременного города, где много стекла и бетона, скоростные лифты и автоматически открывающиеся двери. И среди всей этой супертехники мосье Юло с его несколько старомодной вежливостью, неторопливостью, постоянной готовностью прийти на помощь кажется самой фантастической фигурой. Он не стал еще одной запрограммированной машиной этого города, а остался таким же, каким был всегда.

Как заметил один критик, в мосье Юло есть все, что нам так нравится в других и что мы так не любим в своих близких. Но, может быть, именно этим и привлекает к себе мосье Юло миллионы французов. Никакая реальность, никакая проза жизни не могут его заставить отказаться от того, что он считает главным в жизни, – быть самим собой.

Фантастический город Тативиль принес много радости своему создателю («Мне очень нравился мой город, говорит Жак Тати. – Я надеялся, что небоскребы на колесиках еще послужат многим молодым режиссерам – это ведь бесплатная сценическая площадка…»), но еще больше убытков.

«Плейтайм» оказался очень дорогим фильмом – он стоил 15 миллионов франков. И, по-видимому, Жак Тати, как и мосье Юло, никакой коммерсант: «Плейтайм» принес убыток в 8 миллионов франков. «Тативиль» был продан за долги, вход на студию был для Тати закрыт до погашения задолженности.

Опытные кинобизнесмены тут же предложили Тати выход из положения – порнофильм о мосье Юло! Тати воспринял это предложение как шутку и предпочел более трудный и долгий путь. Он ведь тоже, как и мосье Юло, всегда остается самим собой. Так французы на восемь лет расстались с мосье Юло, но, по-видимому, не забыли о нем. Потому что возвращение любимца зрителей на экраны стало большим событием для Франции. В крупных газетах и журналах страны появились интервью с Тати. Шестидесятивосьмилетний режиссер полон творческих планов. Он предполагает начать работать над фильмом, тема которого смятение, неразбериха. «Это слова для нашей эпохи, – говорит он. – Все движется слишком быстро. Люди разучились смотреть на небо, гулять, насвистывать песенки, улыбаться девушкам. И мне хочется показать, как грустно выглядят люди, которые разучились радоваться миру вокруг себя».

В интервью корреспонденту французского коммунистического еженедельника «Юманите диманш» С. Лашизу Тати говорил:

– Я начал делать комедийные фильмы там, где американцы остановились. Мои фильмы основаны на житейских наблюдениях в большей степени, чем на выдумывании персонажа. (Чем дальше, тем меньше у людей времени наблюдать себе подобных. Люди теряют время в уличных пробках, транспортной толчее и ежедневной круговерти, а когда возвращаются домой, телевидение предлагает им готовенький, чистенький, сделанный по своему усмотрению водевильчик. Это как наваждение.) В американском кино герой приходит и заявляет: «Я дежурный весельчак и пришел, чтобы заставить вас посмеяться». У меня персонаж не собирается никого специально смешить и не выдумывает комические эпизоды. То, что происходит с ним, может произойти с любым человеком.

Задумывая новый фильм, я провожу часы в школах с детьми семи-восьми лет и словно купаюсь в очаровании воображения, наблюдательности и творчества… Дети не говорят со мной о финансовых проблемах, как это делают взрослые, чопорно приходящие ко мне с визитом.

На вопрос: «Кем вы себя считаете?» – Тати ответил:

– Ремесленником, по крайней мере в начале работы над фильмом. Я все делаю сам. Меня упрекают в том. что я медленно работаю. Но и краснодеревщик, делающий комод, должен ждать, пока высохнет клей, потом он долго шлифует и отделывает планки и доски. Я трачу массу времени, чтобы подобрать декорации, сделать удачный ансамбль. Я не признаю «звезд». Я мог бы сделать из господина Юло образ, очень выгодный для продажи. Но публика ведь ждет господина Юло – и никого другого.

24

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+