Капернаум / Capharnaüm / Capernaum (2018)

Капернаум / Capharnaüm / Capernaum (2018): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Хаос» / «Chaos» (вариант перевода названия), «Капернаум» / «Capharnaum» (вариант написания международного англоязычного названия).

Ливан, США, Франция, Кипр, Катар, Великобритания.

Продолжительность 126 минут.

Режиссёр Надин Лабаки.

Авторы сценария Надин Лабаки, Джихад Ходжейли, Мишель Касервани, в написании сценария также участвовали Жорж Хаббаз, Халед Музанар.

Композитор Халед Музанар.

Оператор Кристофер Аун.

Жанр: драма

Краткое содержание
Двенадцатилетний Зейн (Зейн Аль Раффеа) подробно объясняет судье (Элиас Хури) обвинения, выдвинутые против собственных родителей: Селима (Фади Юзеф) и Суад (Кавсар Аль Хаддад). Самого мальчика судят за нападение с ножом на Ассада (Нур эль Хуссейни), женившегося на его младшей сестре Сахар (Седра Иззам), которая, забеременев, умерла. Зейн, пытавшийся предотвратить брак, а затем — сбежавший из дома, считает, что взрослые должны отвечать за страдания, причинённые своим детям.

Также в ролях: Йорданос Шиферав (Рахиль), Болуватифе Трежер Банколе (Йонас), Фади Юсеф (Селим), Алаа Чучнье (Аспро), Мохаммад Аль Абдаллах (Салах), Надин Лабаки (Надин).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 24.12.2021

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Капернаум / Capharnaüm / Capernaum (2018): кадр из фильма
Участь детей

Если верить заокеанской газете Los Angeles Times, в какой-то момент продюсеру Халеду Музанару (он, кроме того, принял участие в сочинении сценария и написал музыку), чтобы обеспечить завершение работы над фильмом, пришлось заложить собственный дом. Производственный бюджет, составивший внушительную по меркам Ближнего Востока сумму $4 млн., пришлось собирать, что называется, с миру по нитке – с привлечением французских, британских и американских1 кинематографистов. Конечно, предыдущие полнометражные постановки Надин Лабаки («Карамель» /2007/, «И куда мы теперь?» /2011/) были тепло встречены на престижных международных кинофестивалях, и в данном отношении «Капернаум» полностью оправдал надежды. Не так уж существенно, что на Каннском МКФ пришлось довольствоваться призом жюри, а, скажем, номинации на «Оскар», «Золотой глобус», «Сезар» остались нереализованными. Картина в любом случае вызвала мощный художественный резонанс. Вместе с тем по-настоящему неожиданным оказался весомый успех у широкой публики, который лента снискала во Франции, Южной Корее, а прежде всего – в Китае, где кассовые сборы составили порядка $54,3 млн. (почти четыре пятых от общей величины $68,6 млн.). Даже в России и странах СНГ денежные поступления в три с лишним раза (RUR8,8 млн. против RUR2,56 млн.) превысили аналогичные показатели не менее блистательной «Айки» /2018/. Неужели судьба несовершеннолетнего отпрыска сирийских беженцев в опалённом солнцем Бейруте тронула сердца наших соотечественников сильнее, чем горькая доля нелегальной иммигрантки из Киргизии, отчаянно пытающейся выжить в заснеженной Москве?..

Капернаум / Capharnaüm / Capernaum (2018): кадр из фильма
Бремя не по годам

Лабаки, хотя и начинала в качестве актрисы (мало того, отметилась на экране в образе своей тёзки), предпочитает работать с непрофессиональными исполнителями. Как и Сергей Дворцевой, Надин добивается от них не просто естественного существования в кадре. Опираясь на опыт итальянских неореалистов (например, Витторио Де Сики, открывшего в «Похитителях велосипедов» /1948/ юное дарование Энцо Стайолу), она доверила ведущую партию Зейну Аль Рафеа, родившемуся в 2004-м в городе Даръа и действительно вывезенному родителями в Ливан с родины, где вовсю разгорался пожар гражданской войны. Дебютанту не составило труда, проявив неподдельные эмоции, вжиться в предлагаемые обстоятельства, пусть и драматически заострённые. Беглец от матери с отцом, «продавших», невзирая на протесты сына, в жёны одиннадцатилетнюю дочь, дабы обеспечить мало-мальски сносное бытование другим детям, обнаруживает изрядную смекалку, очутившись без денег и крыши над головой. Зейн (идентичность имён, разумеется, неслучайна) обретает друга в лице эфиопки Рахиль, тоже находящейся там без документов, которая просит присматривать за кровинушкой Йоханом. Но почти сразу становится понятно, что мечта перебраться в спокойную и сытую Европу призрачна и что от серьёзных неприятностей – никуда не деться.

Капернаум / Capharnaüm / Capernaum (2018): кадр из фильма
С мечтой о лучшей жизни

Поначалу к замыслу относишься не без настороженности, подозревая, что авторы использовали необычную сюжетную предпосылку (отпрыск призывает родителей к ответу в зале суда) с намерением спровоцировать интерес именно западных, либерально настроенных зрителей. Отчасти такой «расчёт» вправду наличествует, тем более что женщина-режиссёр и прежде обрушивала критику на консервативные арабские законы и традиции. Однако в данном случае берёт верх пронзительный гуманистический пафос. К тому же, огромное количество отснятого материала (черновой монтаж составлял около двенадцати часов) позволило выстроить повествование нетривиально, с чередованием временных пластов. Надин Лабаки безоговорочно занимает сторону ребёнка, не по своей вине вынужденного ещё и взять ответственность за здоровье несмышлёного малыша, не ведая, что его маму задержали власти. Кто возьмёт на себя смелость осуждать беспризорника за подпольную торговлю трамадолом – да или даже за нападение на свежеиспечённого зятя, совершённое в состоянии аффекта?! Обвинение Зейна обществу взрослых, прозвучавшее под занавес, мало кого оставит равнодушным… Становится понятен и смысл названия, содержащий отсылку к городу, в котором Иисус Христос долго проповедовал и который покинул с гневными словами (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 23): «И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня». Название этого населённого пункта, расположенного в Галилее, позже стало нарицательным, выступая, в частности, во французском языке синонимом слова «хаос». Мир, где возможно такое, и впрямь далёк от гармонии! Впрочем, нельзя не заметить, что в реальности судьба Аль Рафеа сложилась несравненно благополучнее. В пику персонажу, Зейн получил возможность уехать в стабильное государство (только в Норвегию, а не в Швецию), нормально жить и учиться. А Хлоя Чжао вскоре ангажирует артиста на небольшую роль обитателя Месопотамии в кинокомиксе «Вечные» /2021/.

.

__________
1 – Включая знаменитого голливудского актёра Дэнни Гловера, представлявшего интересы Louverture Films.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+