Казанова Федерико Феллини / Il Casanova di Federico Fellini (1976)

Казанова Федерико Феллини / Il Casanova di Federico Fellini (1976): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Казанова Феллини» / «Fellini’s Casanova» (международное англоязычное название).

Италия, США.

Продолжительность 155 минут.

Режиссёр Федерико Феллини.

Авторы сценария Федерико Феллини и Бернардино Дзаппони (номинация на «Оскар») на основе мемуаров Джакомо Казановы.

Композитор Нино Рота.

Оператор Джузеппе Ротунно.

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
Джакомо Казанова (Дональд Сазерленд), заинтригованный приглашением на тайное свидание на острове Сан-Бартоло, полученное от симпатичной женщины в одеяниях монахини, узнаёт, что встреча устроена по прихоти её покровителя-вуайериста Де Берни. Джакомо демонстрирует лучшее, на что способен, но выражает надежду также заинтересовать состоятельного и влиятельного господина другими своими талантами и глубокими познаниями в инженерных науках, литературе, политике, экономике, алхимии. Всё тщетно… Следом Казанову ожидают неприятности: арест и помещение в тюрьму Пьомби по приговору инквизиционного трибунала.

Также в ролях: Тина Омон (Генриетта), Сайсели Браун (мадам Д’Урфе), Кармен Скарпитта (мадам Шарпильон), Клара Альгранти (Марколина), Даниэла Гатти (Гизельда), Маргарет Клементи (сестра Магдалена), Марио Ченчелли (Мёбиус), Олимпиа Карлизи (Изабелла), Сильвана Фасуччиа (сестра Изабеллы), Леда Лойодиче (Розальба, механическая кукла), Сандра Элейн Ален (Ангелина), Кларисса Мэри Ролл (Анна Мария), Алессандра Беллони (принцесса).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.09.2014

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Казанова Федерико Феллини / Il Casanova di Federico Fellini (1976): кадр из фильма
Нету сил…

Федерико Феллини никогда не был ханжой в вопросах интимной стороны человеческой жизни – мало того, неоднократно провоцировал скандалы слишком откровенными кадрами, будь то купание красавицы с пышными формами Аниты Экберг в римском фонтане Треви («Сладкая жизнь» /1960/) или безудержные оргии в «Сатириконе» /1969/. Первая половина 1970-х ознаменовалась, как известно, стремительным падением цензурных препон – и огромным успехом у публики не только сексуальных комедий, но и философских эротических кинопроизведений1. В данном отношении обращение маэстро к «Истории моей жизни до 1797 года» (таково полное название книги мемуаров) прекрасно вписывается в наметившуюся тенденцию. Федерико получил возможность не стеснять фантазию, воспроизводя фривольные фрагменты биографии прославленного авантюриста, неистощимого на выдумку – и не тушующего, когда надо поразить воображение французского посла или же одолеть кучера Ригетто в соревновании по достижению партнёршей оргазма большего числа раз за час соития. Вот только назойливым рефреном любовных утех Казановы не случайно становится мелодия механической птицы-метронома (особенно выделяется эпизод в гостинице в Дрездене, где её тень заполоняет всю стену, пока постоялец предаётся страсти с горбуньей Йоханой), а поистине трогательным и деликатным становится… «соблазнение» Джакомо куклы Розальбы. Так что же хотел сказать нам синьор Феллини, какие цели преследовал?

Казанова Федерико Феллини / Il Casanova di Federico Fellini (1976): кадр из фильма
Демонстрация возможностей

Надежды на то, что воспоминания знаменитого венецианца будут перенесены на экран в духе либертинизма, как традиционно интерпретировали его воззрения, по-хорошему – должны рассеяться уже в прологе2, где дурное предзнаменование прерывает роскошный и весёлый карнавал. Отсюда – неизбежность трибунала и заточения в тюрьму, не располагающего к радостным мыслям. Феллини и Бернардино Дзаппони не сдерживают себя требованием строго соблюдать хронологию событий, но странное и страшное заключается в другом. Куда бы прихотливая память ни заводила искателя приключений и новых впечатлений, ничто не приносит радости и внутреннего умиротворения. Казанова не бахвалится, категорически настаивая на своих исключительных познаниях в разных областях – при каждом удобном случае обращаясь к сильным мира сего с настоятельными просьбами предоставить возможность продемонстрировать многочисленные таланты. И, кажется, намеренно не замечает, чем знаменит на всю Европу. Что это? Свидетельство недальновидности конкретного индивида, вроде бы не обделённого умом и интуицией, или же – ограниченности элиты общества, считающей себя просвещённой, передовой, изысканной, однако на поверку – безнадёжно увязшей в болоте гедонизма? Живописание нравов Старого Света XVIII века, достигающее апогея в погруженной в хаос и кричащую пошлость сцене в Вюртемберге, где гость по наивности надеется заинтересовать важными проектами и рекомендательными письмами местного властителя, являются достойным продолжением изобличения режиссёром пороков, царивших и в буржуазном обществе XX столетия, и в Римской империи периода заката. Но это вовсе не служит достаточным оправданием Казанове.

Казанова Федерико Феллини / Il Casanova di Federico Fellini (1976): кадр из фильма
Знать развлекается

Заключительная часть повествования пронизана неподдельной горечью, и актёр Дональд Сазерленд, покорно согласившийся на радикальное преображение (представший с наклеенными подбородком и носом, с наполовину обритой головой, в изысканных облачениях3), впечатляюще передаёт чувство оскорблённого достоинства. Низведённый до положения челяди, призванный тешить благородных гостей графа Вальдштейна, свежеиспечённый смотритель библиотеки по-прежнему находит успокоение (и упоение!) в мысли, что оставил потомкам великие достижения в науках и искусствах, которые обессмертят его имя. И не замечает, что даже в грёзах невольно обращается к однажды узренному идеалу – к бездушной кукле. Механистичность мира оказывается отражением сути самого человека, подспудных установок, толкающих на совершение тех или иных поступков, а конечном итоге – заставляющих попусту растрачивать драгоценное время. Вот тот ценный урок, который должны вынести зрители из ознакомления с неоднозначной и яркой судьбой так и не познавшего истинной любви Казановы, каким его увидел Федерико Феллини.

.

__________
1 – Вроде «Декамерона» /1971/ Пьера Паоло Пазолини или «Последнего танго в Париже» /1972/.
2 – Между прочим, частично переснятый после инцидента с похищением плёнки из проявочной лаборатории.
3 – Художник по костюмам Данило Донати получил премию «Оскар».

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Казанова навсегда // Видео Асс Экспресс. – 1992, № 12. – 36-38.
Боброва О. Италия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 12-14.
Пруткова Елена. Криминальный голос // Видео-Асс. – 1990, № 2. – С. 58-59.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 6. – С. 30.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+