Казанова Федерико Феллини / Il Casanova di Federico Fellini (1976)

Боброва О. Италия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 1. – С. 12-14.

ИТАЛИЯ

Американские фильмы на кассетах – зрелище массовое, а вот европейское кино – это уже ваш «эксклюзивный стиль». На Западе, согласно статистике, все чаще смотрят фильмы «золотого фонда» мирового кино. Стараясь идти с ними в ногу, а точнее, одним аллюром, «Фаворит» открывает рубрику «Европейские сезоны» и начинает с лучшего в Европе кино – итальянского. И с лучших итальянских режиссеров – Федерико Феллини и Лукино Висконти.

Федерико Феллини и его картины, удивительно, но все-таки допускались на наши ханжески-девственные экраны, овеянные славой производственных и революционно-патриотических фильмов. Однако все его признанные шедевры последних лет так и остались «за бортом».

САТИРИКОН (Satyricon Fellini)

1969, Италия. Реж. Ф.Феллини. В ролях: Мартин Поттер (Энклопий), Хирам Келлер (Аскилт), Макс Борн (Гитон), Марио Роман ьоли (Тримальхион), Лючия Бозе (патрицианка) и др.

Вольная, в духе «классического Феллини» фантазия на тему одноименного романа древнеримского писателя Петрония Арбитра. Эта книга, появившаяся в I в.н.э. – пародия на современные автору эротические романы, с порнографической откровенностью описывавшие быт и нравы того времени – Рима периода изнеженности и упадка. Главные герои «Сатирикона» Петрония – искатель сомнительных приключений, преследуемый гневом Приапа, бога половой силы, и его возлюбленный, мальчик, – попадают во всевозможные переделки, участвуют в оргиях тайных культов, встречают колдуний, дам, жаждущих приключений, и даже одного священного гермафродита, которого похищают во вред не только ему, но и себе.

 «Сатирикон» Феллини, сделанный на этом материале, получился грандиозной и загадочной сказкой. Каждый кадр фильма нужно смотреть, как сон. В нем много ночи, много пейзажей, похожих на круги ада. Краски черные, желтые, красные, как бы припорошенные пеплом. Странные животные вымерших видов. Статуи Венеры и Марса с магнитами внутри с силой притягиваются друг к другу. Гримасы, подмигивания, странные жесты, современному человеку уже непонятные. Древнеримский мир, как бы вызванный к жизни с помощью колдовства. И в то же время современный мир, с той же слепой жаждой наслаждений, разгулом насилия и легкомысленным стремлением к собственной гибели.

КАЗАНОВА ФЕЛЛИНИ (Casanova Fellini)

Италия, 1976. Реж. Ф. Феллини. В ролях: Дональд Сазерленд (Джакомо Казанова).

Этот фильм, который у нас считался чуть ли не порнографическим, на самом деле поэтическая и философская притча о загубленной жизни. О человеке, бессмысленно растратившем себя и свои таланты. О форме без содержания. О том, как незаметно подкрадывется старость. О потере красоты, блеска и куража. Вместо романтического любовника, легендарного искусителя, о ком мечтают все женщины, Феллини создал образ человека, которого как бы и не было вовсе. История зомби, марионетки, лишенной мыслей, эмоций, чувств. Вся жизнь Казановы, по Феллини, – механический балет, исступленный, но бессмысленный, среди таких же как он, музейных восковых фигур. Отсюда и один из ключевых эпизодов фильма – сцена любви Казановы с механической куклой, такой же прекрасной, но пустой и мертвой, как и сам герой. Акт любви между ними – это произведение чистого искусства, далекого от всего земного и пошлого, но вместе с тем, и от всего человеческого. Сам Феллини сравнивал Казанову с деревянной куклой Пиноккио и таким создал его в исполнении Сазерленда – «с удивительным и испуганным взглядом стеклянных глаз, равнодушно скользящих по действительности, со слабой, странной улыбкой, с вытянутым лицом, напоминающим мордочку морского конька, в шерстяных кальсонах и накидке Дракулы, кружащем в нескончаемом танце со своей механи-

12

ческой куклой по зимней Венеции».

ГОРОД ЖЕНЩИН (La citta delie donne)

Италия, 1980. Реж.Ф.Феллини. В ролях: Марчелло Мастроянни (Снапорац), Этторе Мании (Катцоне), Анна Прукнал (жена Снапораца), Бернис Стеджерс (женщина в поезде) и др.

С этого фильма начинаются для режиссера 80-е годы, новый этап его творчества, продолжающий тему старости, потери куража, впервые прозвучавшую в «Казанове». Только на этот раз героем кошмарных наваждений и эротических дьяблерий оказывается стареющий бонвиван Снапорац (М.Мастроянни), который и сам бы непрочь приволокнуться за всякой проходящей мимо юбкой, да вот отстал, устарел, не имеет сил. Привидевшийся ему город – зловещий карнавал одержимых дьяволом женщин: роковых и жестоких красавиц, обуянных похотью и одновременно страстно не-

13

навидящих мужчин. Конечно, происходящее на экране не только плод воображения стареющего героя, но и аллегорическое, страшное, как на картинах Босха, изображение чудовищной атмосферы бездуховности и жестокости, в которой живет современный человек. И вместе с тем эта картина веселая, насмешливая, игровая. Есть в ней эпизод (очень, кстати, «феллиниевский»), который может читаться как «эпиграф» ленты. Безобразно-огромная, но в общем безобидная дьяволица-пожарница затащила Снапораца в котельню. Ее отгоняет пинками сухонькая и черная, как обгоревшая головешка, старушка-мать. Хныча, как нашкодившая школьница, мчится по полю насмерть перепуганная великанша, а за ней, азартно визжа и подпрыгивая на кочках, несется крошечная, черная фурия, норовя огреть бесстыдницу скалкой.

Лукино Висконти гостил» на наших экранах еще реже, чем Феллини: пара ранних картин и две последние. А «классический Висконти», автор «Германской трилогии», страстный исследователь трагических превращений загадочного «германского духа», Лукино Великолепный, каким знает его весь мир, на наших экранах вообще блистательно отсутствовал.

ГИБЕЛЬ БОГОВ (La Caduta degli dei)

1969. Реж. Л. Висконти. В ролях: Ингрид Тулин (Софи фон Эссенбек), Дирк Богард (Фридрих Брукман), Хельмут Бергер (Мартин фон Эссенбек), Хельмут Грин (Ашенбах) и др.

Первый фильм из «Германской трилогии» Висконти показывает историю зарождения фашизма в Германии на примере расцвета и гибели семьи крупных промышленников фон Эссенбеков. Семью богов, в которой происходят самые страшные преступления, ждет логический финал: смерть, разрушение, тлен. «Последний из могикан» – юный Мартин фон Эссенбек, по определению самого Висконти, «безмозглый мальчишка, выродок, ничтожество, дегенерат», совершающий насилие над собственной матерью. Он-то и становится безвольным орудием в руках нацистов, наследником всех фабрик и заводов Эссенбеков, будущим поставщиком пушек. Метафора очевидна: Висконти изображает нацизм не столько как реальный исторический факт, сколько как часть от целого, как одно из проявлений негативных аспектов бытия германского духа, одно из воплощений идеи насилия и жестокости. И с этой целью Висконти реализует метафору буквально, ставя знак равенства между нацизмом и сексуальным извращением, рассказывая историю рождения нацизма как историю рождения монстра, явившегося на свет в результате преступного кровосмешения.

СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ (Morte a Venezia)

1971. Реж. Л.Висконти. В ролях: Дирк Богард (Густав фон Ашенбах), Бьерн Андерсен (Тадзио), Сильвана Мангано (мать Тадзио) и др.

Экранизация известной повести Томаса Манна, в которой в сжатом виде сошлись все основные темы и сюжеты этого, может быть, самого любимого Висконти немецкого писателя. История жизни и смерти музыканта Густава фон Ашенбаха рассказана у Висконти как еще одна история заблуждений и гибели. Художник-музыкант Ашенбах, поклоняющийся возвышенной,

абстрактной красоте, живет словно в башне из слоновой кости. В этом его сила, и сила его таланта. Но в этом же и его слабость. Красота, существующая, по мысли Ашенбаха, лишь в воображении художника и в произведениях искусства, неожиданным, дьявольским образом материализуется в красоте реального мальчика. И становится для Ашенбаха тягостным наваждением, то ли ангельским, то ли бесовским, как и невинно-порочное личико юного Тадзио. Вновь обман, морок, крах иллюзий. Присущая немцам одухотворенность и тяга к прекрасному оборачивается паталогическим влечением к ребенку и жалкой, унизительной смертью на пляже в грязной, гибнущей от холеры Венеции, но все равно вечно прекрасной и дьявольски соблазнительной.

ЛЮДВИГ (Ludwig)

1973. Реж. Л. Висконти В ролях: Хельмут Бергер (Людвиг), Роми Шнайдер (Елизавета Австрийская), Тревор Ховард (Рихард Вагнер), Сильвана Мангано (Козима фон Бюлов), Хельмут Грим (Дуркхейм), Джон МаулдерБраун (принц Отто), Соня Петрова (Софья) и др.

Последний фильм из «Германской трилогии», зимняя сказка, рассказанная зрелым Мастером за три года до собственной смерти. Здесь Висконти обращается к исследованию истоков болезни в самой германской истории. Время классической немецкой философии, немецкого романтизма, музыки Вагнера. Время правления Людвига II, последнего баварского короля, в самом характере и судьбе которого воплощены мрачный немецкий дух, основа немецкого романтизма: трагическое противоречие между возвышенным и низменным, гением и злодейством. В юности Людвиг страстно увлекался музыкой, театром, архитектурой, мечтал о возрождении немецкого искусства. Но подобно всем романтическим героям, был не понят обывателями – собственными подданными, предан великим Вагнером, которого боготворил, как музыканта, и отвергнут Елизаветой, своей кузиной, единственной женщиной, которую любил. И тогда он, красивый, необычайно одаренный, счастливый избранник судьбы обрекает себя на добровольное затворничество, предаваясь разгулу, пьянству и разврату в обществе собственных лакеев и слуг. А когда его принуждают отречься от престола, Людвиг кончает жизнь самоубийством, навсегда оставшись в глазах человечества прекрасным юношей, сказочным принцем, королем-романтиком, убитым пошлостью обыденной жизни, последним великим поэтом и мечтателем, подарившим людям не только сказочные замки, но и музыку Вагнера. Удивительно красивый и грустный фильм, с удивительно красивым, дьявольски, порочно красивым Хельмутом Бергером в роли Людвига, лицо которого, как лицо на портрете Дориана Грея, разрушается буквально на глазах.

О.БОБРОВА

14

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+