Кэрри / Carrie (1976)

Кэрри / Carrie (1976): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Керри» / «Карри» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 98 минут.

Режиссёр Брайан Де Пальма.

Автор сценария Лоуренс Д. Коэн по роману Стивена Кинга.

Композитор Пино Доннаджо.

Оператор Марио Този.

Жанр: фильм ужасов

Краткое содержание
Мисс Коллинс (Бетти Бакли), учительница физкультуры, возмущена поведением старшеклассниц, жестоко издевавшихся над соученицей Кэрриеттой Уайт (Сисси Спейсек, номинация на «Оскар»), с которой случилась форменная истерика после того, как в душе внезапно началась менструация. Педагог предупреждает, что это грозит им лишением права пойти на выпускной вечер. Сью Снелл (Эми Ирвинг) надеется загладить вину перед Кэрри и просит своего парня Томми Росса (Уильям Кэтт) пригласить её на торжественное событие. А Крис Харгенсен (Нэнси Аллен), затаив обиду, вынашивает план мести.

Также в ролях: Пайпер Лори (Маргарет Уайт, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»), Джон Траволта (Билли Нолан), П.Дж. Соулс (Норма Уотсон), Присцилла Пойнтер (миссис Снелл), Эди МакКлёрг (Хелен Шайрс), Сидни Лэссик (мистер Фромм), Стефан Гирэш (мистер Мортон), Майкл Тэлботт (Фредди), Гарри Голд (Джордж), Кэмерон Де Пальма (мальчик на велосипеде), Кэти Ирвинг (Кэти О’Ши / исполнительница песен Born to Have It All и I Never Dreamed Someone Like You Could Love Someone Like Me, вокал).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.02.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Кэрри / Carrie (1976): кадр из фильма
Милая девушка

Одноимённый роман Стивена Кинга был опубликован – первым из его крупных произведений – издательством Doubleday (5-го апреля 1974-го года) тиражом всего тридцать тысяч экземпляров. Книга имела успех (во всяком случае полученных средств автору хватило, чтобы бросить работу в школе и сосредоточиться на сочинительстве), однако права на экранизацию обошлись в очень скромную сумму – $2,5 тыс. Вот только… остаётся открытым вопрос, снискал бы писатель столь громкую, поистине всемирную славу (и получил бы титул некоронованного короля литературных ужасов), если б творчество Кинга не вызвало повышенный интерес сразу у нескольких одарённых кинематографистов, начиная с Брайана Де Пальмы? Сценарист Лоуренс Д. Коэн и режиссёр не стали слепо копировать форму первоисточника, стилизованного под развёрнутую газетную статью (с включением выдержек из документов и цитат из книг), обратившись к традиционной повествовательной структуре. Но это лишь сильнее подчёркивает значимость находок создателей ленты, даже несмотря на то, что некоторые новации (в частности, идея более широкого и основательного применения полиэкрана) себя не оправдали. Кульминация с жестокой шуткой над девушкой и её безудержным отмщением всем обидчикам и насмешникам почти сразу стала классическим примером мастерского нагнетания саспенса (вспомним искусственно растянутое мгновение, когда злоумышленники предвкушают, как на королеву бала хлынет свиная кровь) и виртуозного владения комбинированными съёмками. Поразительно, но Де Пальма обошёлся сравнительно небольшим даже для того времени бюджетом ($1,8 млн.), многократно1 окупившимся. А шоковые заключительные кадры с его лёгкой руки прочно вошли (как правило, уже лишённые особой смысловой нагрузки) в арсенал творцов бесчисленных хорроров и триллеров.

Кэрри / Carrie (1976): кадр из фильма
Кровь, всюду кровь

«Кэрри» сыграла исключительную роль в развитии жанра, не говоря уже о том значении, какое имела в карьерах Брайана и Сисси Спейсек (между прочим, согласившейся пойти на кинопробы под влиянием речей мужа, художника-постановщика Джека Фиска). Кто заметил, что актриса (как и большинство других исполнительниц партий выпускниц) гораздо старше героини – и что всего на пару лет младше Бетти Бакли, изобразившей мисс Коллинс?! Вместе с тем фильм чрезвычайно показателен и в других – общеэстетическом и общефилософском – отношениях. Что бы сделал прежде режиссёр, даже такой одарённый, как Альфред Хичкок, отблеск достижений которого2 трудно не уловить в постепенно накаляющейся экранной атмосфере? Сосредоточился бы на научной (точнее, наукообразной) трактовке событий, всесторонне раскрыв феномен телекинеза, – или, наоборот, углубился б в религиозную мистику. Как говорится, или-или. Де Пальма и Коэн же вслед за Кингом подчёркивают, что вполне солидарны с девушкой, которая быстро разыскала в библиотеке труды, объясняющие её редкий дар, и пыталась доказать матери – христианке-фанатичке, что ничего сверхъестественного в этом нет. Но одновременно – как бы против собственной воли фиксируют детали, свидетельствующие о том, что Маргарет Уайт, быть может, не так уж неправа, распекая дочь за недостаточную силу веры в Спасителя и готовность поддаться мирским соблазнам. А невинная шутка Кэрриеты, помянувшей всуе дьявола, внезапно приобретёт зловещий смысл. Начавшись с крови – действие и не может завершиться никак иначе, кроме как потоками крови… Как и в других ранних работах («Сёстры» /1973/, «Наваждение» /1976/), режиссёр интуитивно нащупывал основополагающие установки прежде неизвестного, постмодернистского художественного метода. Исследуя взаимоотношения (противоборство с попыткой подчинения собственной воле) носителей разных мировоззрений, он всё настойчивее подбирался к новому ответу на старый как мир вопрос о том, какое именно влияние сознание оказывает на объективную действительность? К истине, которую тогда могли уяснить (а тем более, принять) очень немногие.

.

__________
1 – Кассовые сборы составили $33,8 млн., прокатная плата – $15,2 млн.
2 – Так, общеобразовательное учреждение носит название Бейтсовская средняя школа, отсылая к фигуре латентного маньяка-убийцы из «Психо» /1960/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1990, № 8. – С. 31.
Ассулин Пьер. Ужасы Стивена Кинга // Ровесник. – 1990, № 12. – С. 20-21.
Строгов Илья. Давайте испугаемся // Ровесник. – 1992, № 5-6. – С. 20-21.
«Я хотел сделать глупый фильм для глупых зрителей» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 17. – С. 22.
Мастера и подмастерья ужасного цеха // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 133.
Алова Л. Платите… и ужасайтесь // Видео Дайджест. – 1989, № 2. – С. 20-24.
Вяткин Андрей. Стивен Кинг – король ужасов // Советский экран. – 1990, № 12. – С. 28-29.
Мосина Е. Сияние зла // Видео-Асс Фаворит. – 1994, № 07. – С. 2-6.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+