Кикс / Kiks (1991)
Другие названия: «Утрата» / «Потеря» / «Промах» / «Кикс» / «Мисс» / «The Miss» (международное англоязычное название).
СССР.
Продолжительность 95 минут.
Режиссёр Сергей Ливнев.
Автор сценария Сергей Ливнев.
Композитор Инна Желанная.
Оператор Сергей Мачильский.
Жанр: музыкальный фильм, драма
Краткое содержание
Леонид (Александр Панкратов-Чёрный), исполняющий обязанности импресарио популярнейшей эстрадной певицы Жанны Плавской (Евдокия Германова), беспомощно наблюдает за тем, как подопечная всё сильнее увязает в трясине наркотической зависимости. Срываются концерты, записи песен и видеоклипов, интервью. На смотре двойников «звёзд», проведённом в одном из провинциальных городов, он обращает внимание на девушку по имени Ануся (Любовь Германова), очень похожую на Жанну, которой делает заманчивое предложение.
Также в ролях: Марина Кайдалова (ассистентка Леонида), Александр Сирин (муж Иры, любовник Ануси), Алика Смехова («Жанна Агузарова»), Ольга Анохина (Ира), в эпизодах Иосиф Топоровский, Алим Сабитов, Алексей Розенберг, Владимир Долгов, К. Фатьянова, Вартан Ерамишев, С. Попов, В. Гостев, А. Мазий, Г. Жданкина.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.10.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Западные киноведы, а также составители всевозможных кинематографических справочников, в том числе электронных (в качестве примера достаточно назвать сайт Internet Movie Database), придерживаются принципа отнесения кинопроизведения к тому или иному году, исходя не из даты окончания съёмок и озвучивания, завершения монтажного периода или даже – тестовых просмотров. Решающее значение имеет день официальной премьеры – и если не выхода на киноэкраны (или выпуска на видеокассетах и DVD-дисках), то, как минимум, показа в рамках какого-нибудь киносмотра. С одной стороны такой подход представляется логичным, но с другой – иногда преподносит сюрпризы. Как, например, в случае с дебютной постановкой Сергея Ливнева, которая была официально вынесена на суд широкой публики (если это не прозвучит чересчур торжественно в свете фактического развала отечественной системы кинопроката) в апреле 1992-го, а в июле – участвовала в конкурсе международного кинофестиваля в Карловых Варах. Ведь при этом везде указывается, что страна производства – СССР, на тот момент уже не существовавший…
Чисто «технический» аспект приобретает невольную символичность. По формальным признакам «Кикс» является типичным для поздней «перестройки» «остроактуальным» (читай – спекулирующим на ранее запретных темах) кинопроизведением, на сей раз посвящённым наркотическому аду, в который погружается эстрадная примадонна. Однако картина выгодно выделяется на фоне тогдашней «чернухи» хотя бы тем, что сам жанр, в том числе в советской традиции, предполагает известную взвинченность эмоций1 и перебор в выразительных средствах, близость к эстетике видеоклипа (первое образование – операторское – не прошло для Сергея бесследно!). И в ленте нет ни стенаний на предмет окаянных дней и свинцовых мерзостей жизни (впрочем, обнищание масс состоится позже), ни чёрной зависти по отношению к тем, кто ведёт существование, купаясь в праздности, славе, роскошестве. Даже контраст привычного бытования Ануси, серого, скучного и совсем опостылевшего после скандала, устроенного женой любовника, и Вселенной ярких красок и пленительных звуков, куда она попадает, не режет глаз. Приглашение Александра Панкратова-Чёрного видится на редкость точным: присутствие артиста, памятного по ролям разбитных и неунывающих парней, не позволяет действу замкнуться в затхлой, искусственной атмосфере. Однако драма стремительно деградирующей «звезды» держится, безусловно, на пронзительной игре сестёр Германовых.
Ливнев мог бы заслужить сравнение с создателями биографических фильмов о грустных судьбах поп- и рок-идолов – вроде телефильма «Элвис» /1979/ или «Розы» /1979/, тем более что героиня Бетт Мидлер, прототипом которой послужила Дженис Джоплин, тоже погрязла в пагубных зависимостях. Однако у него речь идёт не просто о вымышленной персоне – вымышленной, несмотря на то, что в кадре появляются подражатели настоящим знаменитостям (Агузаровой, Бутусову и др.). От вошедшего в привычку использования фонограммы и вправду, если вдуматься, недалеко до полной подмены: безликой толпе важна не личность, а яркий, колоритный, самобытный образ, на котором зиждется представление. Леонид вынужден рассуждать практично, даже цинично, если сам хочет преуспевать в шоу-бизнесе, а Плавская, всем порядком надоевшая истериками, утратившая человеческий облик и связь с реальностью, сама-де неуклонно двигалась к краю пропасти. Но почему вдруг кикс, по какой причине – неудачный удар кием по шару2, грозящий поставить под угрозу исход бильярдной партии (карьеру)? В мире тотальных имитаций эфемерная сущность обладает куда как реальной властью – и Ануся не станет Жанной, пока сама не пристрастится к «игле». Любопытно, что вскоре к затронутой нашим соотечественником проблеме обратиться (правда, поведав о «коварстве славы» в трагикомическом ключе) француз Мишель Блан.
.
__________
1 – Кстати, вспомним, как нарастал накал страстей – от «Женщины, которая поёт» /1979/ и «Души» /1981/ до ленты «Пришла и говорю» /1985/.
2 – Встречаются утверждения (спорные), будто слово также означает ‘фальшивая нота’, ‘оплошность’ и – на американском сленге – ‘введение наркотика внутривенно’.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Полетаева Наталья. Русское кино: фальшивая нота, не попавшая в лузу // Видео-Асс Премьер. – 1992, № 7. – С. 14.
Абдуллаева Зара. О вреде наркотиков // Искусство кино. – 1992, № 12. – С. 35-36.
Рейтинг // Огонёк. – 1992, № 16-17. – С. 27.
Молодое кино – французская игра конца начала века // Экран. – 1992, № 05. – С. 15, 16, 18.
Киселёв Саша. Гордая девушка кинематография // Экран. – 1992, № 6. – С. 14-15.
Белостоцкий Г. Суперзвезда в клетке // Экран. – 1992, № 08-09. – С. 11.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий