Класс-1984 / Class of 1984 (1982)
Другие названия: «Класс 1984» / «Класс 1984-го» / «Класс 1984-го года» (варианты перевода названия).
Канада.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Марк Л. Лестер.
Авторы сценария Марк Л. Лестер, Джон К.У. Сэкстон, Том Холланд по сюжету Тома Холланда, при участии Барри Шнайдера (без указания в титрах)
Композитор Лало Шифрин.
Оператор Альберт Дж. Данк.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Эндрю Норрис (Перри Кинг) занимает вакантное место преподавателя музыки в средней школе имени Линкольна, резко отличающейся от того учебного заведения, где он работал ранее. Норрис не желает мириться с разгулом преступности, и, застигнув за сбытом наркотиков членов местной банды, возглавляемой Питером Стегманом (Тимоти Ван Паттен), становится их злейшим врагом. Первой жертвой воцарившегося беспредела оказывается один из учеников, Артур (Майкл Джей Фокс). Эндрю подозревает, что скоро наступит и его очередь.
Также в ролях: Мерри Линн Росс (Дайан Норрис), Родди МакДауэлл (Терри Корриган), Стефан Арнгрим (Драгстор), Кит Найт (Барнйард), Лиза Ланглуа (Пэтси), Нил Клиффорд (Фэллон), Аль Уоксмэн (детектив Стевиски). Эрин Ноубл (Денин, в титрах как Erin Flannery), Дэвид Гарднер (директор Моргантау), Стив Перни (Реджек).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.08.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Марк Л. Лестер признавался, что считает именно этот фильм лучшим в своей творческой биографии. Лично я склоняюсь к мнению, что ему в большей степени удались «Элитный отряд» /1992/ и, пожалуй, «Воспламеняющая взглядом» /1984/ (а большинство зрителей наверняка назовёт ещё и «Коммандо» /1985/ с участием непобедимого Арнольда Шварценеггера), но доля истины в высказывании есть. Всё-таки режиссёр, написавший сценарий совместно с Джоном К.У. Сэкстоном и Томом Холландом (между прочим, в дальнейшем – известным специалистом по хоррорам), с умом оглядывался на удачно подобранные образцы мировой киноклассики1 – и проявил себя неплохим социологом, не просто живописуя сцены насилия, а стремясь раскрыть сложные человеческие натуры, доминирующие в школьной среде, проанализировать причины текущего положения вещей. Вот и эпиграф носит явно умеренный характер, заверяя, что «к сожалению, фильм основан на подлинных событиях», – и в то же время успокаивая тем, что «к счастью, ещё не все школы похожи на школу имени Линкольна».
Конечно, броский заголовок с отсылкой к году, облюбованному ещё Джорджем Оруэллом, а также рекламный слоган в форме риторического вопроса («Это грядущее?») позволяют авторам выйти за рамки строгой хроникальности. «Классу-1984» ещё и привиты черты мрачной антиутопии, что, кстати, моментально уловили владельцы некоторых кинотеатров, демонстрировавших картину (по принципу double-bill) в паре с… не менее жестокой2 второй частью австралийского боевика про Безумного Макса. Такая оговорка в известной степени оправдывает разгул насилия и беззакония, творимого, как водится, «в недалёком будущем». В том самом, что и у Стэнли Кубрика, недалёком будущем, когда молодёжные банды окончательно возьмут под контроль школьные дворы и улицы городов. Правда, авторы не отважились на более смелые гипотезы с последующей критикой экспериментов в области социальной инженерии и попыток изменения природы человека – самого опасного хищника Земли. Главное здесь другое. Перри Кинг действительно точен в облачении интеллигентного (хотя и носящего фамилию знаменитого актёра-каратиста!) педагога, приходящего к осознанию того, что должен будет собственноручно разделаться с шайкой неоперившихся подонков. Особенно выразителен образ Питера, использующего все доступные средства, включая влияние состоятельной мамочки, чтобы утвердиться в стае и вообще – занять верховенствующее положение на территории. Там, где даёт сбои культура, берут верх разрушительные инстинкты – и труп Стегмана будет «украшать» актовый зал в тот момент, когда прилежные ученики готовы выступить перед жюри от министерства образования.
.
__________
1 – Помимо развития тематики «Школьных джунглей» /1955/ несомненно влияние шедевра «Заводной апельсин» /1972/, хотя Алекс, помнится, злостно прогуливал уроки.
2 – Но всё же несравненно талантливее и, кстати, популярнее, хотя и лента Лестера, стоившая в производстве $3,25-4,3 млн., собрала в Северной Америке $6,96 млн.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art
Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 05. – С. 30.
Добавить комментарий