Клеопатра / Cleopatra (1963)

Клеопатра / Cleopatra (1963): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

США, Швейцария, Великобритания.

Продолжительность 192 минуты (телевизионная версия – 233 минуты; режиссёрская версия – 320 минут; версия для системы roadshow – 248 минут; версия, восстановленная к 50-летнему юбилею, – 251 минута).

Режиссёры Джозеф Лео Манкевич (номинация на «Золотой глобус»), Рубен Мамулян (без указания в титрах), Дэррил Занук (без указания в титрах).

Авторы сценария Джозеф Лео Манкевич, Ранальд МакДугалл, Сидни Бахман, Бен Хект (без указания в титрах) на основе работ Плутарха, Светония, Аппиана и книги Карло Марии Францеро.

Композитор Алекс Норт (номинации на «Оскар» и «Грэмми»).

Оператор Леон Шамрой (премия «Оскар»).

Также премии «Оскар» получили: Джон ДеКюр, Джек Мартин Смит, Хилйард М. Браун, Герман Э. Блументал, Элвен Уэбб, Морис Пеллинг, Борис Джурага, Уолтер М. Скотт, Пол С. Фокс, Рэй Мойер (художники-постановщики), Айрин Шарафф, Витторио Нино Новарезе, Рени (художники по костюмам), Эмил Коза-мл. (специальные эффекты).

На премии «Оскар» также номинировались: Джеймс Коркоран, Фред Хайнс (звук), Дороти Спенсер (монтаж).

Жанр: биографический фильм, драма, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
Одержав в 48-м году до нашей эры в битве при Фарсале победу над Гнеем Помпеем Великим и тем самым — положив конец гражданской войне в Римской республике, Гай Юлий Цезарь (Рекс Харрисон, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») прибывает в Египет. Мудрый полководец делает ставку не на молодого фараона Птолемея XIII (Ричард О’Салливан), а на его сестру Клеопатру (Элизабет Тейлор). Женщина покоряет сердце Цезаря, но… признает ли сенат их сына Цезариона (Лорис Лодди, Дел Рассел, Кеннет Нэш, Джон Пеппер, все – без указания в титрах) полноправным наследником того, кому присвоили титул императора?

Также в ролях: Ричард Бёртон (Марк Антоний), Памела Браун (высшая жрица), Джордж Коул (Флавий), Хьюм Кронин (Созиген Александрийский), Чезаре Данова (Аполлодор), Кеннет Хейг (Брут), Эндрю Кир (Агриппа), Мартин Ландау (Руфио), Родди МакДауэлл (Октавиан Август, номинация на «Золотой глобус»), Роберт Стивенс (Германик), Франчески Эннис (Эйра), Грегур Аслан (Потин), Мартин Бенсон (Рамос), Майкл Хордерн (Цицерон), Джон Хойт (Кассий).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.09.2017

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Клеопатра / Cleopatra (1963): кадр из фильма
Прекрасна и грозна

Наши соотечественники, пожалуй, переусердствовали, выражая своё отношение к постановке Джозефа Лео Манкевича. Так, Ромил Соболев иронизировал по поводу участия несообразной Элизабет Тейлор1, вспоминая2 о «смехе, который вызвала склочная и упитанная Клеопатра» и который похоронил всё, что удалось сделать оператору, художникам и её партнёрам по съёмочной площадке: Рексу Харрисону и Ричарду Бёртону. Писатель Борис Агапов удостоил ленту ёмкой характеристики «мещанский фильм», а Ростислав Юренев саркастически заметил, что проведённая маркетинговая кампания обязательно войдёт в историю рекламы, сама же картина в историю киноискусства не попадёт… Подобные выпады, впрочем, не помешали купить «Клеопатру» для демонстрации в СССР, где успех, пусть и далеко не феноменальный (32,9 миллионов проданных билетов на серию – до «Спартака» /1960/ далеко!), в сезоне 1979-го последовал. К тому же, многие западные кинокритики были немногим деликатнее, отыгрываясь за агрессивное навязывание кинематографического продукта на протяжении долгих лет. С первых же дней пресса скрупулёзно, смакуя пикантные подробности, освещала съёмочный процесс, восторженно описывая декорации, костюмы, массовку, знакомя со скандалом, повлёкшим увольнение первого режиссёра (Рубена Мамуляна), живописуя «звёздные» замашки «божественной Лиз», внезапно напавший на неё недуг и аморальный, но такой волнующий роман с Ричардом… И так далее, и тому подобное. Как тут не посочувствовать Манкевичу, которому работа едва не стоила здоровья – и который, несмотря ни на что, сумел отстоять авторское видение! Пусть руководство Twentieth Century Fox Film Corporation и не одобрило идею разделить кинопроизведение на две самостоятельные (продолжительностью по три часа каждая) части: «Цезарь и Клеопатра» и «Антоний и Клеопатра». Да и разговоры о громком коммерческом провале на поверку оказались преждевременными. Хотя $26 млн. прокатной платы не компенсировали понесённые затраты ($31,1 млн. на производство и ещё примерно половина от суммы – на раскрутку), со временем, благодаря интересу в других странах и продаже прав на ТВ, удалось выйти на прибыль. Другое дело, что в свете триумфа «Звуков музыки» /1965/ студийные боссы решили, что овчинка выделки не стоит, что «суперфильмы» несут неприемлемо большой риск, и радикально изменили подход к кинобизнесу.

Клеопатра / Cleopatra (1963): кадр из фильма
На троне

По истечении времени «Клеопатра» воспринимается, как ни странно, более благосклонно. Манкевич постарался не только учесть находки создателей одноимённых картин 1917-го и 1934-го годов, но и по возможности – задействовать весь колоссальный потенциал, накопленный «пеплумом». Потенциал не исключительно зрелищный, что в первую очередь относится к впечатляющему, драматичному морскому сражению при Акциуме. Опыт, на протяжении десятилетий считавшийся тупиковым, оказался востребован уже в новом столетии, с возвращением интереса к жанру. С мастером могут не соглашаться, полемизировать (достаточно вспомнить демонстративно иной образ легендарной египетской царицы, выведенный в телесериале «Рим» /2005-07/!) – но его не имеют права игнорировать, признавая тем самым заметный вклад. Да и при всей спорности предложенных трактовок характеров, резко расходящихся с интерпретациями, допустим, Уильяма Шекспира и Джорджа Бернарда Шоу, приходится признать главное: речь не идёт лишь о роскошной иллюстрации событий, попавших на страницы учебников истории. Даже Тейлор в отдельные моменты (эффектное явление красавицы, закутанной в… ковёр; гневная тирада в адрес Цезаря, вынужденно предавшего огню часть фондов Александрийской библиотеки) добивается убедительности. Но, конечно, основной расчёт был проницательно сделан на мужчин – на великих воинов, стратегов и политиков, без которых и представления о Клеопатре как о воплощении вдохновляющего женского начала было элементарно не составить. Причина того, что, вопреки наветам племянника Цезаря и его преданного окружения, о представительнице македонской династии Птолемеев всё-таки не осталось однозначно негативного мнения, – не в любвеобильности, не в искусстве обольщения, не в склонности к существованию в изысканном роскошестве, не во врождённом таланте к интригам. Как ни старались ненавистники, благодаря развитой интуиции и тонкому пониманию человеческой природы она обнаруживала проницательность, достойную владычицы Эллинистического Египта, не желавшей довольствоваться участью управляющей бесправной римской провинцией, мечтающей о восстановлении могущества предков. И если Гай Юлий пал жертвой заговорщиков-предателей, Марк Антоний закололся от отчаяния и безысходности, то Клеопатра – ушла из жизни по собственной воле, предпочтя остаться свободной, не признав над собой власти и такого незаурядного человека, как Октавиан Август. Это ли не свидетельство величия натуры и силы духа, не склоняющегося под ударами судьбы?

.

__________
1 – Между прочим, получившей рекордный для того времени гонорар $1 млн.; совокупные доходы актрисы от проекта оцениваются в $7 млн.
2 – Соболев Р. Голливуд, 60-е годы. – М.: Искусство, 1975. – С. 188.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Григорьев А. Компания «XX века – Фокс» // Новости видео. – 1992, № 01 (17). – С. 2.
Агапов Б. «Клеопатра» // На экранах мира. Выпуск 1. – М.: Искусство, 1966. – С. 200-209.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+