Клуб «Коттон» / The Cotton Club (1984)

Самсонов Георгий. Американский жиголо или ироничный джентльмен с хорошенькой женщиной // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 5. – С. 25-28.

АМЕРИКАНСКИЙ ЖИГОЛО или ироничный джентльмен с хорошенькой женщиной

На рубеже 70–80-х годов на голливудском небосклоне взошла новая кинозвезда – невероятно талантливый актер, непохожий ни на одного из своих предшественников, доселе покорявших американских зрителей. А до него были Джеймс Дин с его необузданным взрывом страстей, Пол Ньюмен с непостижимым пронзительным взглядом, Роберт Редфорд с завораживающим темпераментом, Марлон Брандо с незабываемым «имиджем» проходимца. И вот появился Ричард Гир с его мягкой кошачьей походкой, небольшими печальными и немного плутоватыми глазами, редкой улыбкой, скорее похожей на ухмылку, с его немногословием, загадочностью, потрясающей чувственностью и дикой животной страстью.

Ричард Гир родился в 1949 году в штате Массачусетс в обыкновенной фермерской семье. Свое детство он провел в небольшом городке Сиракузы штата Нью-Йорк. Вместе со своими четырьмя братьями и сестрами он занимался музыкой и, поэтому в их доме всегда царил дух творчества. В 18 лет Гир поступил в Массачусетсский университет, где и состоялся его актерский дебют в театральном спектакле по пьесе Гарольда Пинтера. Затем, два года спустя, уже имея в кармане диплом об окончании философского факультета, он пробует себя на стезе рок-музыканта, создав рок-группу «Стрэнджерс» («Посторонние»). Однако этот опыт был неудачен, и Гир решает пройти курс драматического искусства в Нью-Йорке. В возрасте 21 года он участвует в различных авангардистских постановках на Бродвее, пока его не заметили в мюзикле «Бриолин» (Grease). Однако тогда ему не удалось сыграть эту роль в одноименном кинофильме. Дорогу ему перешел Джон Траволта, который после этой картины стал всемирно известным. И еще в течение долгого времени в Голливуде Гир и Траволта считались соперниками, хотя их герои сильно отличались друг от друга. Персонаж Траволты – представитель городской молодежи, недовольный повседневной реальностью и ищущий отдушину в оглушительном роке. При всей своей внешней броскости и эффектности, присущей ему как прекрасному танцору, Траволте не хватало актерской непосредственности и живости. А потому образы, создаваемые им, неправдоподобны,

25

манекенно скованы. У Гира же, наоборот, преобладают неуемный динамизм и жизненная сила, качества, которые всегда приковывают внимание зрителя и часто компенсируют пессимистический финал в его фильмах, к примеру – самоубийство.

Именно с такой накаленной до предела роли в фильме «В поисках мистера Гудбара» (1977) режиссера Ричарда Брукса началась головокружительная кинематографическая карьера Гира. Но лишь после выхода на экраны картины Пола Шредера «Американский жиголо» (1980), где Гир сыграл современного Казанову, соблазняющего богатых женщин, он почти сразу же стал не только очень популярным, но и завоевал скандальный титул секс-символа. Американская пресса писала о Гире, что он носит на себе ярлык сексуального идола с такой же легкостью и естественностью, как костюм-тройку. Такие высказывания сильно раздражали талантливого актера, которого оскорбляло то, что на него смотрят лишь как на красивый кусок мяса. Одной журналистке на вопрос, как на него действует тот факт, что он является «сексуальным объектом», Гир ответил, опуская вниз брюки: «Вот, что я называю сексуальным объектом».

А вот, что говорили о Ричарде Гире режиссеры, с которыми он работал: «Он (Гир) не является типом мужчины, к которому женщины хотят проявлять материнские чувства, а также типом мужчины, с которым другие мужчины хотели бы установить приятельские отношения. Для представителей обоих полов Ричард представляет опасность, угрозу, «сексуальную гранату», которая может взорваться в руке. Ричард из тех кинозвезд, которые выражают одновременно силу и чувство, как, например, Пол Ньюмен и Ален Делон. Первое, что в нем обращает на себя внимание, это – его взгляд», – так говорил о нем Пол Шредер. А по словам Ричарда Брукса, Гир в начале своей карьеры заслужил себе репутацию человека неуравновешенного, непредсказуемого, жестокого и даже опасного, находившегося в состоянии войны со всем миром.

В 1982 году, создав сложный образ немного жуликоватого, немного вульгарного, но в целом честного, справедливого и мужественного курсанта военного училища морской авиации в фильме Тейлора Хэкфорда «Офицер и джентльмен», Ричард Гир окончательно, казалось, завоевал мировую славу и признание. Но его «взлет» на актерский «Олимп» не закончился. В американском «ремейке» знаменитого французского фильма Жана-Люка Годара «На последнем дыхании» (с Бельмондо в главной роли) Гир, не подражая именитому французу, играет в присущей ему легкой, раскованной и очень эмоциональной манере, обнаруживая при этом скрытую беззащитность, растерянность и обреченность своего героя, оказавшегося в сложной ситуации. Речь в картине идет о молодом повесе, угнавшем машину и случайно убившем полицейского. Пока его разыскивают, он настойчиво ухаживает за молодой студенткой, которая поначалу отвергает его. Но устоять перед таким лихим парнем невозможно, и она влюбляется. В великолепно снятой откровенной сцене любви

26

ироничная и страстная игра Гира доходит до эпатажа. И даже смерть его героя в финале не воспринимается трагично.

Вершиной творчества Р. Гира с уверенностью можно считать роль Дикси Дуайера в фильме «Клуб «Коттон». Филигранная режиссура Ф. Копполы привнесла в богатый актерский арсенал Гира немало нового. Необычайно пластично и тонко Гир играет удачливого, одаренного музыканта, начавшего работать на мафию, а впоследствии ставшего кинозвездой. В этой замечательной картине он ярко продемонстрировал свой недюжинный талант, заигравший здесь новыми красками.

80-е годы поистине должны были стать годами Гира. Но после взлета часто бывает падение. Гир переживает тяжелый период в творческой жизни: несколько не очень удачных фильмов, немного театральных постановок и – много молчания. 29 августа 1990 года Ричарду Гиру исполнился 41 год. В одном из интервью он признался, что со времени начала работы в кино, когда он ненавидел весь мир и в первую очередь самого себя и считался трудным, озлобленным человеком с плохой репутацией, произошли большие перемены: к 40 годам он примирился с собой, стал более зрелым и умным. Журналистам не нравилась агрессивность тридцатилетнего Гира – бунтовщика эпохи «Американского жиголо» и «Офицера и джентльмена». О нем ходили слухи то как о Дон Жуане, то как о гомосексуалисте, впрочем, у него было много ролей подобного рода. Но вот как Гир говорит о себе сорокалетнем: «Приобретенный опыт меня полностью изменил. Когда вы в одиночку томитесь из-за отсутствия успеха, вы вынуждены строго судить себя. Мне пришлось достичь 40 лет, чтобы стать по-настоящему счастливым».

Остается надеяться на то, что, перешагнув сорокалетний рубеж и оставив все свои неудачи и промахи в прошлом, Ричард Гир попробует сделать для себя «золотыми» 90-е годы. Об этом заставляют задуматься его две новые работы в фильмах 1990 года «Внутреннее расследование» и «Хорошенькая женщина». Первый из них – психологический детектив, где Гир исполняет резко отрицательную роль продажного полицейского, соблазняющего чужих жен и убивающего своего друга. Однако обаяние актера делает этот образ неоднозначным и противоречивым, что в итоге и спасает во многом затянутую и скучную картину. В «Хорошенькой женщине» поседевший Гир в привычном для него амплуа соблазнителя по-прежнему неотразим. Он играет роль современного прекрасного принца с манерами аристократа. Его герой Ричард Льюис, обаятельный бизнесмен, случайно встречается с проституткой Вивиан (актриса Джулия Робертс), очень привлекательной, нежной, но в то же время роковой женщиной. Он вводит ее в мир денег, предлагает ей шикарные туалеты, обеды в дорогих ресторанах, полеты на частном самолете. Льюис должен решить, что – деньги или любовь могут заставить Вивиан покончить с прошлым. Эта непритязательная мелодрама, сделанная в старых добрых традициях Голливуда, имела огромный успех. Вероятно, именно велико-

27

лепная игра этого прекрасного актерского дуэта принесла картине неслыханную популярность и баснословные доходы.

Вместе с кинокарьерой наладилась у Ричарда Гира и личная жизнь. После его разрыва с актрисой Пенелопой Милфорд, а затем с бразильской артисткой Сильвией Мартинс он нашел, наконец, свое счастье, встретив 24-летнюю красивую манекенщицу Синди Кроуфорд, с которой и живет уже в течение двух лет.

С годами Р. Гир ничего не потерял от присущих ему замечательных качеств киноактера: динамизма, чувственности, страсти и, конечно же, иронии, ставшей лишь менее грубой и злой. Большое влияние на его внутренний мир и характер оказал также буддизм, к которому Гир привязан уже 16 лет, и философия, которую он изучал в университете. Гир никогда не стеснялся демонстрировать свое тело и, вероятно, теперь он готов раскрыть людям свою душу и чувства.

«Я, наконец, чувствую себя в своей шкуре, – говорит Гир, – а для мужчины это – ключ ко всему».

Георгий САМСОНОВ

28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+