Кобра / Cobra (1986)

Кассета на таможне // Советский экран. – 1989, № 9. – С. 18.

видео

КАССЕТА НА ТАМОЖНЕ

В прошлом году на таможнях страны при въезде в СССР было проверено более 80 тысяч видеокассет с записями.

Около 9 тысяч из них изъято.

Таковы цифры. Что стоит за ними? Об этом – беседа нашего корреспондента Александра Морозова с начальником отдела контроля за печатной и аудиовизуальной продукцией Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР Владиславом Григорьевичем КАРИЖСКИМ.

– Ваш отдел существует всего несколько месяцев. Но ведь и раньше видео было предметом особого внимания таможенных работников. Что изменилось?

– Впервые всерьез мы столкнулись с проблемой проверки видеопродукции в период подготовки к Олимпиаде-80. Но если раньше видеокассет ввозилось относительно немного, то сейчас, как видите, десятки тысяч. Определенная часть из них все же минует таможенный контроль.

– Выходит – контрабанда?

– Не совсем так. Не все мы берем для просмотра, стараемся доверять людям. И я бы не стал огульно причислять всех, кто пытается тайком провезти видеофильмы через контрольно-пропускные пункты, к «идеологическим диверсантам». К сожалению, практика перегибов и гонений на видеолюбителей в прошлые годы привела к тому, что некоторые боятся афишировать свою любовь к видео. Другие же попросту не знают таможенных правил, полагая, что ввозить можно только чистые кассеты, а с записями запрещено.

– Кстати, о запретах. Чем вызваны ограничения на ввоз в страну видеопродукции?

– В данном случае речь не о запретах. Никаких количественных ограничений нет. Есть общепринятые правила взимания пошлины: до двух кассет – беспошлинный провоз, свыше двух – доплата из расчета в среднем 25 рублей за штуку. Дороговато, не спорю…

– Не так уж дорого, если учесть, что советская кассета стоит пятьдесят рублей (в других странах цена кассеты – 5–7 долларов), а в комиссионных магазинах цены и того выше. Такова плата за видеодефицит и наше техническое отставание. Но это чистые кассеты. А видеофильмы?

– Количество и здесь не имеет значения. Плати пошлину и провози. А вот содержание – прямая компетенция нашей службы. Наши требования довольно жесткие. Задерживаем порнографию, фильмы, пропагандирующие садизм, жестокость, антисоветизм.

– Признаться, трудно представить таможенника в роли цензора или кинокритика. Не кажется ли вам, что о фильме сподручнее судить искусствоведу?

– Больной вопрос, согласен. К нам поступает немало сигналов о недостаточно грамотных действиях работников таможен. Нередко жалобы оправданны. Но бывает наоборот. Могу привести пример, когда известный советский поэт вернулся из США с целым набором порнографических кассет и сильно разгневался, встретив твердую позицию таможенников. Авторитет и знакомства не помогли – кассеты были изъяты.

– Само понятие «порнография» специалистами трактуется по-разному. Уголовный кодекс не дает четких определений. У искусствоведов, например, совсем иной подход, чем у медиков, у юристов – свой. А насколько компетентно суждение работника таможни? Он же не имеет специального искусствоведческого образования.

– Мы сами крайне заинтересованы в подготовке опытных, грамотных кадров. Поэтому так ценим помощь, которую предложили нам в Научном совете по проблемам философии, культуры и современным идеологическим течениям Академии наук СССР, во ВНИИ киноискусства, Всесоюзном институте повышения квалификации работников культуры, где организованы специальные курсы для наших сотрудников.

– Много ли могут дать такие курсы? Ведь на подготовку высококвалифицированного специалиста в области зарубежного кино уходят годы…

– Я говорю о комплексе мер, призванных повысить компетентность работников таможни. Мы рассчитываем на длительное сотрудничество с философами, искусствоведами. Учтите и такой факт. Всего у нас 87 таможен. Реально ли в штат каждой ввести ставку искусствоведа? Наверное, нет. И не каждый искусствовед, будем откровенны, отвечает необходимым требованиям. Поэтому логично первоначальную оценку видеопродукции давать сотруднику таможни, специализирующемуся в этой сфере. Многолетний опыт и соответствующая подготовка – гарантия того, что он сделает правильный вывод. А для решения спорных вопросов на местах было бы разумно создать межведомственные комиссии из искусствоведов, философов, медиков, представителей общественности, партийных организаций.

– И этой комиссии без работы, очевидно, сидеть не придется?

– Позвольте зачитать вам одно письмо. Типичная спорная ситуация. Гражданин обратился к нам с жалобой на действия работников таможенной службы аэропорта «Шереметьево», изъявших у него партию видеофильмов. Ознакомившись с ними, мы вернули заявителю «Рэмбо-1» («Первая кровь») с участием С. Сталлоне и «Греческую смоковницу».

– Но, как вижу, изъяли «Кобру» с участием того же С. Сталлоне и «Хищника» с участием А. Шварценеггера. Оба довольно популярны у видеолюбителей.

– «Кобру» мы относим к разряду лент, пропагандирующих культ грубой силы. Надеюсь, вы не будете возражать, что сюжет фильма довольно примитивный.

– Ну а «Хищник»?

– При безусловно высоком техническом уровне съемок фильм не лишен антисоветского душка.

В джунглях Южной Америки неизвестно откуда появляются агенты КГБ, с садистской жестокостью расстреливающие безоружных заложников.

– С другой стороны, в «Рэмбо-1» живописуются пытки, которым вьетнамские патриоты подвергают главного героя. А вы этот фильм пропустили. Или «Красный полицейский» («Красная жара») с участием А. Шварценеггера, приобретенный ВПТО «Видеофильм», где образы советских людей выдержаны в духе худших штампов холодной войны.

– В «Рэмбо-1» эпизод, о котором вы говорите, перекрывается пафосом социальной идеи. Гуманистическая направленность фильма несомненна. Что до «Красной жары», согласен – пасквиль. Удивляюсь, как он попал в наши видеосалоны.

– Парадокс получается. Что нельзя рядовому гражданину, у которого мы забираем на таможне «Кобру», то можно государственной организации?

– Я бы выделил другой момент. Вы обратили внимание, какой набор вез автор письма? «Кобра», «Греческая смоковница», «Рэмбо-1» – стандартная коллекция. Удивительно, но большинство наших туристов испытывают странную тягу к этому ширпотребу. Мы смотрим зарубежные каталоги: на видеокассеты ежегодно переводятся тысячи кинолент, какое разнообразие жанров! А сколько классики… Но открывает свой багаж очередной турист, и снова – «Кобра», «Греческая смоковница»…

– Вот ее вы не изъяли, а мне приходилось писать о том, как за этот фильм еще год-два назад людей привлекали к суду. У знакомой одного из бывших подсудимых в Свердловске даже потребовали справку из психоневрологического диспансера о том, что фильм не оказал разлагающего воздействия на ее психику. Может быть, через пару лет и «Кобра», и «Хищник» так же свободно будут проходить через таможни, как сегодня «Рэмбо-1»?

– Конечно, таможенная служба не может не учитывать изменения общественного мнения, результаты последних искусствоведческих исследований. Сомнения и нам не чужды. Вы бы послушали, какие иной раз здесь вспыхивают споры, и далеко не всегда точки зрения их участников сходятся. Недавно просматривали один альбом «Эротика в произведениях величайших живописцев мира». Была там, смею заверить, не только эротика, но и порнография, если понимать ее, исходя из тех искусствоведческих методик, которыми мы располагаем. Множество сцен, изображающих в мельчайших подробностях различные сексуальные извращения. И выполнено все это кистью величайших мастеров.

– Как я понимаю, альбом изъяли?

– Нет, в порядке исключения вернули владельцу. Дело в том, что сам он художник, член республиканского общества художников-непрофессионалов, искусствовед. Все это мы не могли не учесть.

– Как-то не соответствует подобный шаг досужим представлениям о «непробиваемости» таможенников.

– Мы тоже перестраиваемся. Надо только понимать, что процесс этот длительный, он будет продолжаться и впредь в соответствии с происходящими в обществе переменами

ОТ РЕДАКЦИИ. Не можем отделаться от ощущения, возникшего по прочтении этого интервью: «таможенная цензура» – что-то вроде лотереи. Попадешь на «доброго» таможенника – пропустит, на «злого» – не пропустит. Так все-таки какие кассеты можно к нам ввозить и какие нельзя? Отсутствие четкого, определенного ответа на этот вопрос открывает широкий простор для произвола.

А с другой стороны: возможен ли вообще этот «фиксированный» раз навсегда ответ? И не кроется ли порок в самой постановке вопроса, в пресловутой 228-й статье УК? Редакция намерена вскоре вернуться к обсуждению этой проблемы.

19

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+