Колдун / Sorcerer (1977)
Другое название: «Волшебник» / «Кудесник» (варианты перевода названия), «Плата за страх» / «Wages of Fear» (США: альтернативный вариант названия).
США.
Продолжительность 121 минута.
Режиссёр Уильям Фридкин.
Автор сценария Уэлон Грин по роману Жоржа Арно.
Музыка Tangerine Dream.
Операторы Дик Буш, Джон М. Стивенс.
Жанр: приключенческий фильм, драма, триллер
Краткое содержание
В результате аварии на нефтепромысле разгорается пожар. Управляющий объявляет, что требуется четыре добровольца, чтобы доставить несколько ящиков с динамитом, с помощью которых предполагается сбить пламя. Поездка предстоит чрезвычайно опасная, поскольку взрывчатка содержалась в ненадлежащих условиях — и машины грозят влететь на воздух от малейшего толчка. Водителями становятся: Хуан Домингес (Рой Шайдер), на самом деле американец Джеки Скэнлон, имевший неосторожность ограбить могущественных гангстеров; бывший финансист Виктор Манзон (Бруно Кремер), скрывающийся под фамилией Серрано от французских правоохранительных органов; араб Кассим (Амиду), теперь Мартинес, участвовавший в проведении теракта в Иерусалиме; наконец, пожилой немец (Карл Джон), назвавшийся Маркесом, которого убивает и место которого в последний момент занимает Нило (Франсиско Рабаль).
Также в ролях: Рамон Бьери (Корлетт), Питер Кэпелл (Лартиг), Фридрих фон Ледебур («Карлос»), Чико Мартинес (Бобби Дель Риос), Джо Спайнелл (Спайдер), Росарио Холли (Билли Уайт), Анн-Мари Дешеодт (Бланш, в титрах как Anne Marie Descott), Жан-Люк Бидо (Паскаль), Жак Франсуа (Лефевр), Андре Фалькон (Гийо), Джерард Мерфи (Доннелли), Десмонд Крофтон (Бойл), Генри Дайемонд (Мюррей), Рэй Диттрих (Бен).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 31.08.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Уильям Фридкин категорически не соглашался с теми, кто считал этот фильм «римейком» классической картины Анри-Жоржа Клузо, – даже притом, что поместил в заключительных титрах посвящение выдающемуся французскому режиссёру и лично встречался с ним, чтобы заручиться, скажем так, благословением опытного коллеги. И действительно, повторная (в общей сложности – четвёртая по счёту, если считать сегмент в телевизионном альманахе «Роберт Монтгомери представляет» и малоудачную «Жестокую дорогу» /1958/) экранизация романа «Плата за страх» /1950/ Жоржа Арно всё-таки существенно отличается от первой версии. Уильям, разумеется, оставил исходную предпосылку (четверо отчаявшихся беглецов перевозят, ежесекундно рискуя жизнями, взрывоопасный груз) в неприкосновенности, но во всём остальном – демонстративно привнёс элементы, отсутствовавшие у предшественника. Начиная с названия, вызвавшего недоумение и потребовавшего дополнительного разъяснения со стороны кинематографиста, который уточнил: имеется виду Рок, который, точно злой колдун, распоряжается чужими судьбами.
Если Клузо и Жером Джероними намеренно растянули завязку, помогшую зрителям проникнуться безысходностью положения, в каком оказались Марио и Джо, то Фридкин и Уэлон Грин – идут ещё дальше, раздробив экспозицию на четыре развёрнутых фрагмента, действие которых происходит соответственно в мексиканском Веракрусе, Иерусалиме, Париже и городе Элизабет, штат Нью-Джерси, США. Уже здесь чувствуется дарование режиссёра, столь ярко раскрывшееся во «Французском связном» /1971/ и позволившее выразительно, предельно ёмко охарактеризовать мотивацию бедолаг, схоронившихся, взяв «испанские» фамилии, в забытом Богом уголке. Дальше – больше. Вместо пыльной дороги и раскалившихся на солнце гор – ливень с порывистым ветром, делающий поездку ещё опаснее. Эпизод, когда грузовики перебираются через навесной мост, по трухлявым брёвнам, потребовал кропотливой и очень дорогой подготовки (возведения нескольких конструкций в разных местах) – но по драматизму имеет, право, мало себе равных. Более того, авторы добавляют ещё один неблагоприятный фактор – гражданские волнения в стране, и в самый напряжённый момент на серпантине объявляются… вооружённые люди (видимо, повстанцы), не подозревающие, что за груз перевозится.
Можно написать немало восторженных слов по поводу мастерства режиссёра, по праву носившего тогда титул одного из ведущих профессионалов «фабрики грёз», – и, соответственно, выразить сожаление, что амбициозный (потребовавший объединения ресурсов двух крупных кинокомпаний) проект не оправдал1 радужных ожиданий. Позднее заговорили, что именно с неудачи «Колдуна» (и параллельно – триумфа «Звёздных войн» /1977/) берут начало закат Нового Голливуда и постепенная переориентация студий на блокбастеры. Однако при всём уважении к недюжинному упорству и таланту режиссёра, считающего ленту лучшей в своём творчестве, разница между европейским и американским подходами, бросающаяся в глаза даже при поверхностном сопоставлении двух киноверсий, заставляет отдать предпочтение первой из адаптаций. Именно в совокупности разных аспектов (психологического, политэкономического, социального, наконец, философского), их художественном осмыслении и синтезе Фридкину не удаётся достичь высот Клузо, который бы точно не удовлетворился объяснениями фаталистического толка.
.
__________
1 – При бюджете, разросшемся до $21-22 млн., кассовые сборы в национальном прокате составили $5,9 млн., в общемировом – $9 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий