Коля – Перекати поле / Kolya – Perekati pole (2005)
Другие названия: «Коля – Перекати-поле» / «Коля – перекати-поле» (варианты написания названия).
Россия.
Продолжительность 93 минуты.
Режиссёр Николай Досталь.
Авторы сценария Николай Досталь, Георгий Николаев.
Композитор Алексей Шелыгин.
Оператор Юрий Невский.
Жанр: драма, комедия
Краткое содержание Коля (Андрей Жигалов) возвращается в родной город после долгих лет отсутствия. Супруги Федя (Сергей Баталов) и Валя (Ирина Розанова), с изумлением выслушивающие рассказы о злоключениях, выпавших на долю парня, теряются в догадках, как бы поделикатнее сообщить о сыне, родившемся у Натальи (Алла Клюка) вскоре после его отъезда. И что решит сам Николай?..
Также в ролях: Владимир Толоконников (Филомеев), Анна Овсянникова (Татьяна Ивановна), Владимир Капустин (Славик, муж Натальи), Лев Борисов (Филипп Макарович).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.07.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В постсоветский период Николай Досталь был вынужден (или это слово здесь не очень уместно?!) осуществлять откровенно коммерческие постановки, к числу которых можно смело отнести не только, скажем, малоудачные фарсы с Геннадием Хазановым, но и идеологически конъюнктурный мини-сериал «Штрафбат» /2004/, вызвавший бурную полемику. Однако повторное обращение режиссёра к персонажам его, бесспорно, лучшей и по-настоящему народной комедии, «Облако-рай» /1990/, всё же не способствовало особому1 зрительскому ажиотажу. А ведь кинематографист имел все основания рассчитывать на горячий отклик широкой аудитории, за прошедшие годы (как минимум, благодаря частым показам оригинальной картины по телевидению) успевшей полюбить, как родных, шалопая Колю и его друзей-знакомых, воссоединившихся после многолетней разлуки. К тому же, удалось собрать запомнившийся исполнительский ансамбль, а Андрей Жигалов из никому не ведомого начинающего артиста давно превратился в клоуна и – в меньшей степени – певца, известного даже за рубежом. Причём отрадно видеть, что специфика основной эстрадной профессии не наложила отпечаток на манеру существования на экране: перед нами – тот же самый, так и не набравшийся уму-разуму, весёлый и беззаботный паренёк, после затянувшихся странствий по чужим землям, по морям-океанам «причаливший» к родному провинциальному городку.
Что делает первым делом человек, возвратившийся на малую родину? Правильно, интересуется на предмет того, что же изменилось, кто каких результатов добился, кто чем занимается, – и со своей стороны старается по максимуму удовлетворить любопытство земляков. И что же? Валя жалуется на низкое давление газа и холод в квартире из-за плохого отопления, а Федя с возмущением отказывается ходить на зимнюю рыбную ловлю, где выуживают исключительно костистых рыбёшек. Что и говорить, за годы так называемых реформ бытовать стало тяжелее!.. Вместе с тем за прошедшее время мало что изменилось в самых существенных, основополагающих моментах. И тут даже не знаешь, радоваться ли находчивости нашего народа, умеющего приспосабливаться к трудностям и лишениям, не утрачивая морального духа, – или сожалеть о по-прежнему бездарно растрачиваемых возможностях, об отсутствии высокой цели. Да и сам Колька, помотавшись по свету, поглядев на других и, кстати, неплохо себя показав (во всяком случае – если верить рассказам о чудесном спасении в открытом море, упоминаниям о посещении Японии и экзотических островов), не нашёл собственного места в жизни. Дело не только в том, что прояснившиеся обстоятельства создали двусмысленную с моральной точки зрения ситуацию, которую, естественно, не оставит без ехидного комментария Татьяна Ивановна. Парень на конкретном примере постигает глубину народной мудрости о том, что дважды в одну и ту же реку не войти. Лучше уж прибегнуть к проверенному способу – к бесхитростному обману, который всё равно является меньшим из возможных зол, и стать героем дня (хорошо, не нужно пафоса: калифом на час). Может показаться анекдотичным, что всё повторяется почти точь-в-точь. Однако, если поразмыслить, несложно прийти к выводу, что такой сюжетный поворот – не из стремления авторов к комическому эффекту. В этом, что ни говори, чувствуется тонкое понимание законов, которым интуитивно подчиняется русский человек, так и не превращённый в самостоятельного («атомизировавашегося», обособленного от общества) индивида по западному лекалу. Даже такой неприкаянный, как Коля – Перекати поле.
.
__________
1 – В условиях только-только начавшего выкарабкиваться из кризиса кинопроката лента принесла порядка $25 тыс.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Фильмы цикла:
Облако-рай / Oblako-ray (1990)
Коля – Перекати поле / Kolya – Perekati pole (2005)
Добавить комментарий